• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Совместная программа по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ»

«Совбак учит не бояться трудностей» – выпускник Александр Зотов об учебе на совместной программе НИУ ВШЭ и РЭШ

Выпускник Совместного бакалавриата 2019 года ВШЭ РЭШ Александр Зотов, поступивший на PhD в Школу бизнеса Маршалла Университета Южной Калифорнии, рассказал о своей учебе на Совбаке и выборе в пользу академической карьеры.

Автор текста: Елена Томулец,  студентка второго курса совместного бакалавриата НИУ ВШЭ-РЭШ

Л: Саша, расскажи про программу, на которой ты будешь учиться.

А: Я буду учиться в Marshall Business School, University of Southern California на факультете Finance and Business Economics. Основной фокус моей программы — финансы и прикладная экономика, которая так или иначе связана с финансами. В школе работают профессора по множеству областей внутри финансов, поэтому выбор тем для исследований, над которыми можно будет поработать, очень широкий. Это дает некоторую гибкость в плане моего будущего: даже если область моих интересов поменяется, что с PhD студентами, как говорят, случается довольно часто, можно будет свободно перейти в другую область. 

Л: В какие университеты ты еще подавался?

А: Я подавался примерно в 15 университетов и бизнес-школ. Поскольку я не был уверен, что хотел бы в будущем заниматься чистой экономикой или чистыми финансами, я выбирал места, в которых можно будет работать на их стыке. Важным фактором была эмпирическая направленность школы, поскольку я хочу заниматься именно эмпирикой. Из всех предложений, которые у меня были, Marshall лучше всего подходил под эти критерии, поэтому я выбрал его. К тому же бизнес-школа просто оставила приятное впечатление, когда я ездил туда на очное интервью — финальный этап отбора. 

Л: Как устроен процесс поступления? Что было самым сложным?

А: Необходимый минимум для поступления — 2 экзамена: TOEFL и GRE, 3 рекомендации от профессоров, которые могут подробно рассказать в своих письмах о твоих сильных сторонах, мотивационное письмо для приемных комиссий и, конечно, список университетов, в которые ты планируешь поступать. Говорят, самой важной частью являются рекомендации, хотя никогда нельзя знать наверняка, в чем причина отказа от того или иного университета. Для меня самой неприятной, а потому и сложной частью была подготовка к GRE. Экзамен состоит из трех частей: вербальная часть, математическая часть и эссе. Единственной важной секцией является математика, и вопросы в ней не выходят за пределы школьной программы. Однако эта легкость компенсируется высокой ценой ошибки: даже минимальное отклонение от максимума в 1 балл значительно ослабляет весь пакет документов. В отличие от всех остальных задач, которые нужно было выполнить для поступления, пожалуй, только подготовка к экзаменам не приносила абсолютно никакого удовольствия, и поэтому для меня была самой тяжелой. Трудно заниматься тем, что совсем не интересно. Обнадеживала мысль, что через месяц или два экзамен пройдет, и все это можно будет забыть — вряд ли будущая работа или учеба будет похожа на подготовку к GRE. 
В процессе поступления во многом помогает наличие рядом других студентов, которые тоже поступают на PhD. Помимо того, что с ними можно обсудить новости по поступлению или подготовиться к интервью, их проблемы часто совпадают с твоими, а вместе их решать проще.

Л: Когда ты понял, что хочешь строить академическую карьеру?

А: Думать об академическом треке я начал, наверное, в конце второго или начале третьего курса, а окончательно определился летом перед четвертым. Знаю, это довольно поздно, но мне повезло, что некоторые вещи, желательные для поступления, у меня на тот момент уже были. Например, я успел поработать с профессорами, которые потом писали мне рекомендательные письма. Однако поступать, конечно, тем проще, чем раньше ты с этим определишься. Вообще, начиная с третьего курса у меня постепенно росло ощущение, что академическая культура мне ближе, чем корпоративная, и я бы не хотел выпадать из нее. 

Л: Кого из преподавателей ты можешь назвать своим наставником?

А: Во-первых, это, конечно, мой научный руководитель — Константин Стырин. В процессе написания диплома важно уметь определять сложность отдельных задач: сколько времени и сил они займут и насколько оправданы будут эти затраты. Важно правильно оценивать свои силы — не только не преувеличить, но и не преуменьшить. Константин отлично помогал мне с этим: подсказывал, где лучше использовать общепринятые практики, а где имеет смысл попробовать модифицировать их. А без его наводок на исследования разных профессоров я бы потратил в разы больше времени на поиски полезного для меня кода и баз данных. 

Во-вторых, я бы также назвал своим наставником Ольгу Кузьмину, от которой я узнал много деталей о прикладных аспектах эконометрики. Помимо того, Ольга значительно помогала мне с поступлением и давала очень ценные советы, которые еще не раз мне пригодятся. Именно от нее я узнал про существование программ, на которых можно совмещать прикладную экономику и финансы — в конечном итоге, я поступил именно на такую программу в Маршалл. 

Л: Почему после Олимпиады ты выбрал именно Совместный Бакалавриат ВШЭ-РЭШ?

А: Когда я поступал на бакалавриат, у меня не было никаких сомнений в выборе. Еще до проведения всеросса я решил, что если получу там диплом, то буду поступать на Совместный Бакалавриат, а если нет — то на Экономический факультет в Вышке. Наверное, первоначально на выбор повлияла репутация Совбака как места, куда идет подавляющее большинство олимпиадников по экономике. Конечно, я сравнивал описания разных программ, предлагаемые курсы, разговаривал со знакомыми студентами, но все это скорее просто подтверждало первоначальную интуицию: если будет возможность, нужно выбирать Совбак. Со временем, после поступления, я все сильнее убеждался, что эта интуиция была верной. 

Л: Какую роль сыграл Совместный Бакалавриат в твоем поступлении?

А: Я бы сказал, что с первого года обучения Совбак учит не бояться трудностей. Я почувствовал это еще на первом курсе: то, что выглядит сложным и непонятным, на самом деле возможно понять и решить, просто потребуется время. Иногда это займет одну ночь, иногда три месяца, но в конечном итоге все скорее всего окажется не так страшно, как казалось вначале. 

Другой большой плюс Совбака — свобода в выборе курсов. Звучит банально, но это действительно позволяет не только сконцентрироваться на интересных тебе областях экономики и околоэкономических дисциплин, но и расширить свой кругозор за счет вводных курсов по другим наукам. Это работает во многом из-за того, что даже вводные курсы читаются очень хорошими известными профессионалами, которые действительно способны заинтересовать в своем предмете. 
На четвертом курсе я прочувствовал на себе еще одно преимущество программы — большую помощь программы в процессе поступления на PhD. Помимо неоценимой информационной поддержки, которую оказывала РЭШ, школа также имеет мощный бренд, который широко известен в академических кругах за рубежом. Когда в процессе поступления я ездил на visit days в разные университеты, которые пригласили меня, профессора, услышав, что я из России, часто отвечали: "тогда ты, конечно же, из РЭШ". 

Однако основным плюсом Совбака я бы все же назвал людей: помимо того, что находиться среди умных и разносторонних людей само по себе приятно и создает положительный peer effect, здесь, кажется, все — от профессоров и сотрудников учебного офиса до студентов — готовы обсудить твои вопросы и помочь по мере своих сил. Это очень ценно.

Л: Какие у тебя ожидания от начинающегося нового этапа жизни?

А: Я стараюсь не иметь каких-то конкретных ожиданий от чего-либо, но в целом хотелось бы не разочароваться в своем выборе — в первую очередь, в выборе академического пути. Должно быть интересно! 

Л: Что бы ты посоветовал будущим первокурсникам, которые только выиграли Всеросс? Как искать свой жизненный путь?

А: Не буду оригинальным: я бы посоветовал пробовать разные направления, пытаться найти в них плюсы и минусы и обсуждать свои мысли с другими людьми. В конечном итоге мой выбор во многом был определен мыслями и идеями, к которым меня привели разговоры с конкретными профессорами и студентами.