Не бойтесь трудностей, они преодолимы!
Чтобы помочь первокурсникам пережить период адаптации с минимальными потерями и понять, что возникающие проблемы не уникальны и решаемы, мы поговорили со студентами старших курсов и собрали их советы первокурсникам.
Закончился первый семестр. Первокурсники «Совместной программы по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ» сдали свою первую большую сессию и впервые пережили стресс от большой нагрузки, которая значительно превышает школьную. Для некоторых студентов непривычная организация учебного процесса ведет к эмоциональному выгоранию, потере мотивации и интереса к учебе. Программа на Совбаке устроена таким образом, что внеаудиторная нагрузка студентов (самостоятельная работа) занимает по времени столько же часов (или больше), чем аудиторная нагрузка (часы, проведенные студентом в аудитории). Действительно студенты «Совместной программы ВШЭ и РЭШ» получают качественное современное образование, но это сопровождается высокими нагрузками и большими объемами новой информации, которую приходится осваивать.
Чтобы помочь первокурсникам пережить период адаптации с минимальными потерями и понять, что возникающие проблемы не уникальны и решаемы, мы поговорили со студентами старших курсов и собрали их советы первокурсникам.
Предполагал ли ты, что учиться на программе будет так сложно?
Влад Хряпин, 2 курс:
Если быть честным, я шел на программу, ожидая, что нагрузка будет высокой. И это было одним из ключевых критериев выбора будущего места обучения.
Я уверен, что модель, помещающая тебя в пространство, где тебе необходимо выполнять больший пласт задач, дает гораздо больше стимулов для личностного развития — ты начинаешь еще больше ценить время, развиваешь самодисциплину и создаёшь сильное комьюнити, объединенное для решения стоящих перед всеми не всегда простых задач.
Софья Пирогова, 3 курс:
Честно говоря, нет. В одиннадцатом классе от нас очень мало требовали в школе – можно было спокойно готовиться к олимпиадам, и уроки отошли на второй план. Получилось так, что я выпустилась из школы с медалями и дипломами, считая, что я уже много вытерпела, поступила, и дальше будет только легче. 1 сентября мои иллюзии рассеялись – сразу появились жесткие дедлайны, абсолютно новые предметы и другой уровень ответственности за себя и результат. Это, конечно, поначалу выбило из колеи, но постепенно за приложенными усилиями пришли результаты (домашних заданий, контрольных) – и стало спокойнее, ведь твои старания не проходят даром.
Михаил Рубежный, 4 курс:
Я, конечно, ожидал, что будет непросто, так как знал, что большинство студентов - победители олимпиад. Но все мои ожидания уже превзошел курс математического анализа 1, где я понял, что придется мне несладко.
Какой семестр за время твоего обучения показался тебе самым тяжелым?
Влад Хряпин, 2 курс:
Самым тяжелым показался первый семестр первого курса, так как на тот момент я еще не до конца понимал, как все устроено, и пытался заниматься только учебой, чтобы зарабатывать высокий GPA. Однако потом я осознал, что университет дает гораздо больше возможностей, чем лекции и домашки — здесь ты можешь участвовать в студенческих внеучебных проектах, начиная от организации самых различных мероприятий и заканчивая управлением университетскими клубами. И это еще не считая чемпионатов и стажировок! Такой ритм помогает заряжаться и, парадоксально, намного легче справляться с нагрузкой по учебе.
Софья Пирогова, 3 курс:
По учебной нагрузке тяжелым стал первый семестр второго курса. Я взяла сложные курсы по выбору, Теорию игр и Машинное обучение, на которые я тратила очень много времени. Кроме того, в этом семестре проходят усложненные обязательные предметы с множеством дедлайнов, контрольных работ и нового материала – Микроэкономика-2, Макроэкономика-1, Математический анализ-2. Если ранее олимпиадникам помогает школьный бекграунд, то в этом семестре проходят ранее не изучаемые модели. После этого семестра понимаешь, что самое тяжелое позади.
Меня больше всего пугает неопределенность – когда ты ежедневно думаешь, в правильном ли ты месте, нужно ли тебе поменять специальность. Из-за этого первый курс был очень нервным – ты много учишься, но тебе тяжело оценить, насколько твои усилия не напрасны для будущего. Учеба проходила в то время онлайн, из-за этого не удавалось узнать у ребят, чувствуют ли они то же, что и ты. Поэтому советую ребятам пользоваться возможностью обсудить свои ощущения от учебы друг с другом лично, чтобы понимать – вы не одни с этими страхами.
Михаил Рубежный, 4 курс:
Для меня самым сложным семестром стал первый семестр второго курса, когда у нас появилась макроэкономика 1. Но вскоре я понял, как правильно работать с материалом и легко справился с файналом. Первый курс был достаточно вводным, а на третьем курсе я привык к обучению на программе, правильно распределил силы и подобрал курсы для себя. Немного разбавил математические курсы с гуманитарными - и без проблемы закрыл все сессии.
Как ты справляешься с выгоранием?
Влад Хряпин, 2 курс:
Два моих самых главных способа борьбы с выгоранием — это:
1. Наполнять свой день все большим количеством невероятно интересных и важных для меня проектов;
2. Ставить цели и стремиться к ним, и в особо трудные моменты вспоминать, ради чего это все.
Софья Пирогова, 3 курс:
Обычно я стараюсь почувствовать приближение выгорания и себя на этом моменте поддержать, задавая себе вопрос – будет ли для меня через 5 лет важно то, что я сейчас делаю. Обычно ответ утвердительный, а если нет, то я заканчиваю этим заниматься. Еще я нахожу занятия, за которыми я отвлекаюсь от всех дел или изгоняю стресс. Так я попробовала бегать, рисовать и ходить на вождение. А если не хватает времени или сил этим заниматься, я придумываю себе маленькие радости, например, кофе по дороге в университет или продуманный наряд, чтобы была мотивация ехать на учебу себя показать.
Михаил Рубежный, 4 курс:
Качественный отдых! Надо уметь себя награждать качественным отдыхом. Подготовил и рассказал презентацию - пошел гулять с друзьями в музей. Написал эссе на 10 страниц - опять пошел гулять с друзьями на выставку. Важно соблюдать баланс между трудом и отдыхом, и не бояться правильно отдыхать. Мне кажется, что в РЭШ все умеют хорошо отдыхать, так как все умеют хорошо работать. Так что отдыхайте, но не перебарщивайте!
Как справляешься с перегрузкой в учебе?
Влад Хряпин, 2 курс:
Самое главное — не забывать о том, что заставляет вас чувствовать себя живыми. Для меня это, в первую очередь, участие в интересных проектах и создание продуктов вместе с командой заряженных людей. А также спорт, фортепиано, книги.
У каждого есть свои инструменты, но, самое важное — в пучине бесчисленных дедлайнов не потерять себя и не забыть о своих ключевых целях.
Софья Пирогова, 3 курс:
Раньше я думала, что если я на один день выпаду из жизни, то мир рухнет. По закону подлости именно в моменты перегрузки я заболевала и выбивалась из привычного ритма на несколько дней и после выздоровления возвращалась к нему – оказывалось, что многие дела реально могут подождать или выполниться не на сто процентов, а на какую-то часть. Поэтому я стала давать себе вечера отдыха или утренние часы, в которые я могу спокойно настроиться на рабочий день. После такой маленькой передышки, разрешения дать себе расслабиться на несколько часов и отложить вещи, которые могут подождать (многие вещи к таковым на самом деле относятся), а еще лучше выспаться, чувствуешь прилив сил.
Михаил Рубежный, 4 курс:
В первую очередь, это делать свое собственное расписание. Видишь дедлайн, расставляешь приоритеты, планируешь подготовку - это помогает не хвататься за все и сразу. Во-вторых, я не учусь после часа ночи, если к этому моменту что-то не успел, то переношу на следующий день и, если надо, просто встаю пораньше, так как сон помогает переключиться. Ну и в-третьих, постепенная работа. Только к четвертому курсу я выработал правило: появился новый документ - читай на этой неделе. Очень тяжело просмотреть 100 презентаций по 70 слайдов за 2 недели перед файналом, если же распределить нагрузку и прочитывать слайды и учебники раз в неделю, то материал запоминается намного проще.
Итак, уважаемые первокурсники (а также абитуриенты, как будущие первокурсники), не бойтесь трудностей, они преодолимы. Учеба на С овбаке, как и любое серьезное дело, требует дисциплины, самоотдачи, веры в свои силы и умения хорошо отдохнуть. Зато через четыре года вы скажете себе: «Оно того стоило! Да, было непросто, но я сделал это, а значит я могу все».
Автор интервью