• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выступление А.Н.Шохина на конференции «Развитие конкуренции в регионах Сибирского федерального округа»

5 февраля 2010

Президент РСПП А.Н.Шохин выступил в Иркутске на конференции «Развитие конкуренции в регионах Сибирского федерального округа»

 

В работе конференции принимают участие полномочный представитель Президента РФ в Сибирском Федеральном округе Анатолий Квашнин, министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина, главы субъектов СФО, заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов, председатель комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Дмитрий Ананьев.

В рамках конференции прошли круглые столы «Торговля нефтепродуктами: перспективы биржевой торговли в СФО», «Конкуренция в розничной торговле: барьеры и логистическая инфраструктура», «Перспективы развития рынка жилищного строительства: потенциал для снижения барьеров развития».

 

Тезисы выступления

 

«Развитие конкуренции в регионах Сибирского федерального округа»

Иркутск, 5-6 февраля 2010 г.

Справедливая конкуренция - основа развития рыночной экономики,  особенно в непростых посткризисных условиях.

РСПП активно поддержал разработанную Минэкономразвития России в минувшем году Программу развития конкуренции в РФ на 2009-2012 годы, которая утверждена Правительством РФ. Формирование реальной конкурентной среды, согласно программе, должно быть обеспечено, в первую очередь, за счет использования стимулирующих инструментов экономического воздействия, таких как налоговая, таможенно-тарифная политика, государственные закупки, регулирование естественных монополий и др.

Как мы сегодня услышали, практически все регионы заканчивают разработку региональных программ развития конкуренции при активной координирующей роли Минэкономразвития России. 

Региональные программы, подготовленные на базе анализа основных барьеров и проблем, а также оценки общего состояния конкурентной среды,  должны сформулировать приоритеты развития предпринимательства и последовательность конкретных действий.

В дополнение к тем условиям, которым, по мнению г-жи Министра,  должны отвечать региональные  программы,  хочу добавить следующее.

Первое, на что нужно ориентироваться при подготовке региональных программ - это  устранение несоответствия федерального и регионального регулирования. Такое  несоответствие приводит к неоправданным ограничениям доступа на региональные рынки, в том числе за счет установления преференций. Нужен разумный баланс, который бы обеспечил не только свободный доступ на рынок для всех участников, но и создавал условия для развития регионального и местного бизнеса.

Второе условие. Региональные программы развития конкуренции, должны содержать четкий алгоритм по созданию нормальной конкурентной среды, в том числе условий для  разумного, экономически обоснованного ценообразования.  Это  важно как для реального сектора, так и для потребительского рынка.

РСПП приветствует готовность Минэконмразвития России, ФАС России к  публичному  рассмотрению проектов программ в регионах, привлечение бизнес-сообщества, региональных отделений РСПП, экспертов.

 Действительно, обсуждение в закрытом режиме не даст нужного результата. Принимая прозвучавшую в адрес бизнес - сообщества критику, скажу: мы в РСПП понимаем необходимость конструктивной позиции, выработки опережающих предложений. Однако, считаю, что обобщение информации о нарушениях прав предпринимателей, о возникающих на практике препятствиях развитию бизнеса - также обязательное условие подготовки государственных решений. Региональные отделения Российского союза подключатся к этой работе. Кстати, намеченная Минэконмразвития России публикация проектов региональных программ и отзывов на них на специальном Интернет - портале, безусловно, будет удобным и современным средством продвижения конкурентной политики.

2. Реализация Программы сопровождается совершенствованием нормативной базы, но, к сожалению, не всегда приоритеты, заявленные в Программе, совпадают с законодательными новациями федеральных органов исполнительной власти. Главными пока остаются меры административного надзора, а не стимулирования.

РСПП признает необходимость поэтапного обновления законодательства и заинтересован в максимальной правовой определенности, устранении правовых пробелов. Мы регулярно проводим встречи с руководством Минэкономразвития России, ФАС России, руководителями отраслевых объединений и отдельных компаний по вопросам совершенствования антимонопольной политики и антимонопольного законодательства.

Ряд законодательных новаций, способствующих созданию равных возможностей для хозяйственной деятельности, РСПП поддержал. К ним относится:

- сужение сферы государственных и муниципальных преференций;

- конкретизация правил недискриминационного доступа на товарные рынки, в том числе в отношении товаров, производимых или реализуемых субъектами естественных монополий;

- существенное повышение пороговых значений активов и оборота компаний, при которых предусмотрено уведомление или получение предварительного согласия антимонопольного органа на совершение сделок и иных действий.

Однако  не все соображения бизнеса были приняты во внимание при доработке «второго антимонопольного пакета», и сегодня нужно оценить -  какая складывается правоприменительная практика. Надеемся, что объемные поправки, которые готовит ФАС России, смогут внести необходимую ясность в закон.

Например, положения закона «О защите конкуренции» не позволяют провести четкую грань между согласованными действиями хозяйствующих субъектов, ограничивающими конкуренцию, и параллельными независимыми действиями на рынке, которые вызваны влиянием общих для всех рыночных факторов. Определение составов правонарушения без всестороннего экономического анализа может привсти к тому, что согласованными признаются действия хозяйствующих субъектов лишь по тем основаниям, что эти субъекты рынка в течение непродолжительно периода времени синхронно увеличили или снизили цены. Мы поддерживаем намерение ФАС дать исчерпывающее определение координации экономической деятельности и согласованным действиям. Недостаточно установить параллельность действий по повышению или снижению цены, нужно доказать обдуманность, преднамеренность таких действий, не обусловленных экономической ситуацией.

Вместе с тем, не вполне понятным представляется предложение ФАС учитывать в качестве критерия при определении монопольно высокой цены товара  -  уровень падения платежеспособного спроса населения.

Что касается ужесточения ответственности,  то участник рынка должен четко понимать, какие его действия являются противоправными, а какие допустимыми. Соответствующие критерии не могут быть расплывчатыми и не должны зависеть от субъективной оценки сотрудника контролирующего органа. В противном случае, участники хозяйственных отношений теряют ориентиры  и в повседневной,  и в стратегической деятельности.

Есть примеры  отраслевых проблем. Например, вступление в силу нового  закона «О торговой деятельности в РФ»  потребует принятия методик оценки доминирования, в том числе на муниципальных рынках. Возникает вопрос о получении необходимой статистики, а также о затратах на эти цели.  На кого будут возложены эти расходы, на бизнес, на население? Так что вопросы сохраняются...

3. Тенденция к концентрации производства и торговли связана, в первую очередь, со стремлением повысить их экономическую эффективность. К сожалению, сегодня в заведомо худшем положении оказываются вертикально интегрированные структуры, нацеленные на решение производственных и инвестиционных задач. Они попадают в сферу антимонопольного регулирования, как будто компании, входящие в одну группу лиц, являются независимыми друг от друга участниками рынка.

Получается, что с ростом концентрации автоматически повышаются риски признания действий компании противоправными.

Снятие необоснованных ограничений для компаний, входящих в одну группу лиц, устранит препятствия на пути повышения эффективности деятельности российских компаний и  ликвидирует один из барьеров для углубления переработки в сырьевых отраслях.

Процедура выдачи антимонопольными органами предписания о продаже определенного объема продукции на товарной бирже по согласованной с антимонопольным органом стартовой цене, по существу означает ограничение свободы договора и предпринимательской деятельности в целом. А если товар ни разу на бирже не торговался?

Обращаясь к руководству ФАС России, готовящему серьезную  корректировку закона, предлагаю  продолжить полноценный диалог с бизнесом, а не знакомить нас с уже принятым решением. Четкость антимонопольного закона  должна служить  стимулом правомерного поведения на рынке и  развития эффективной деловой практики.

В РСПП надеются, что наши предложения будут учтены, а совместная работа по гармонизации условий для успешной предпринимательской деятельности в русле федеральной Программы  даст реальный положительный эффект, в первую очередь, в российских регионах.

 

http://www.rspp.ru/Default.aspx?CatalogId=283&d_no=7580