• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Шохин А.Н. в интервью журналу «Итоги»: Особенно внимательно мы будем следить за правоприменительной практикой

19 апреля 2010

Журнал "ИТОГИ" №16 / 723 (19.04.10)


Президент РСПП А.Н.Шохин: "Особенно внимательно мы будем следить за правоприменительной практикой"

 

 

 

 

 

- Александр Николаевич, в ходе Недели российского бизнеса РСПП провел несколько конференций на самые разные темы. Как бы вы сформулировали стержневую идею, объединяющую эти дискуссии?



- Мы уже не первый год проводим Неделю российского бизнеса, и у нас есть традиционные темы, которые мы обсуждаем с законодательной и исполнительной властями. Это налоги, финансово-банковская и инновационная сфера. В этом году к этим традиционным темам добавились конференции по российскому корпоративному законодательству и по административным барьерам и антимонопольному законодательству - до сих пор мы эти проблемы обсуждали, что называется, в рабочем режиме.


Вообще есть две формы диалога бизнеса и власти. Первая - это регулярные встречи, на которых мы выявляем болевые точки. Вторая - обсуждение на публичных встречах-конференциях тех тем, по которым за год накопилась критическая масса. Обсудили ли мы в ходе Недели российского бизнеса все, что хотели бы? Безусловно, нет. Достаточно сказать, что мы наметили для себя двенадцать направлений деятельности РСПП на ближайшие три года, а конференций было только шесть, правда, мы еще провели несколько круглых столов и заседаний наших консультативных и рабочих органов. Но такая схема работы нам представляется более эффективной, чем просто проведение длинного съезда, в ходе которого на сцену выходят поочередно представители министерств или разных отраслей экономики и излагают свое видение проблем в форме докладов. Ведь живая дискуссия на конференциях позволяет реализовывать технологию публичного и цивилизованного лоббирования интересов бизнеса и сделать нашу аргументацию понятной не только партнерам из властных структур, но и широким слоям бизнеса и гражданского общества. Тем более что начиная с этого года мы ввели прямую интернет-трансляцию мероприятий Недели российского бизнеса.


- Прозвучало ли в ходе дискуссий нечто такое, что может стать предметом дальнейшего диалога бизнеса и власти?

- Как показала практика, как раз в ходе Недели российского бизнеса представители власти формулируют то, к чему они раньше были не готовы. Чаще всего это компромисс, но компромисс в интересах и бизнеса, и государства. В частности, на этот раз мы увидели, что при подготовке нового пакета поправок в законодательство о защите конкуренции Федеральная антимонопольная служба учла многие наши пожелания. И мы удовлетворены этим обстоятельством. В позиции ФАС появилась идеология декриминализации наказаний за злоупотребление монопольным положением на рынке. Здесь видно желание провести более четкую границу между различными проявлениями монополизма. А тот факт, что за большую часть нарушений компании будут облагаться необоротными штрафами, для нас тоже очень важен. Нас также радует достигнутый компромисс по проекту налогообложения трансфертных сделок и многое другое. Вообще очень важно, чтобы в законах появились нормы, исключающие двойное толкование. Это касается не только закона о защите конкуренции, но и налогового законодательства и так далее. Важно сделать нормы законодательства нормами прямо-го действия, исключив возможность их произвольной трактовки чиновниками и судами. Но мы теперь посмотрим, как это отразится в конкретных законопроектах. И особенно внимательно следить за правоприменительной практикой.

- В ходе форума много критиковали и бизнес. В частности, за пассивность в обсуждении проблем корпоративного законодательства.

- Если бы мы были пассивны в области корпоративного законодательства, то не обозначили бы в качестве нового нашего приоритета тему, которая так и называется: "Российское корпоративное законодательство в условиях глобальной конкуренции национальных правовых систем". Как раз понимание того, что многие нормы корпоративного законодательства не позволяют России конкурировать за капиталы и заключать сделки, и заставило нас сформулировать эту тему именно так. Нас это беспокоит не меньше, чем государство. И мы будем работать над тем, чтобы искоренить из экономики и рейдерство, и различного рода мошенничества с реестрами акционеров. Нам надо уточнить функции советов директоров компаний. Может быть, одним из вариантов защиты прав юрлиц могла бы стать регистрация судами новых компаний, а также ряда сделок, как это происходит в Германии и других странах.

- Для диалога с властью бизнесу необходимо вырабатывать консолидированную позицию. Это не всегда просто...

- Нам было очень непросто выработать консолидированную позицию по финансовому оздоровлению предприятий и найти компромисс между интересами кредиторов и должников. Но мы такую позицию выработали. И во многом поэтому, с учетом баланса интересов, Мин-экономразвития смогло внести этот закон в правительство. Позиция в данном случае не была представлена только одной стороной. Условно произошло сближение позиций Олега Дерипаски, как одного из крупнейших должников, и Михаила Фридмана, как одного из крупнейших частных кредиторов. Признаюсь честно, вначале компромисс не получался. Это было для нашей организации в некотором смысле испытанием на прочность. Но мы сумели найти разумный баланс интересов. Думаю, даже в Минэкономразвития с трудом верили, что нам это удастся. И только после того, как мы в РСПП сами написали текст законопроекта, процесс пошел. На Неделе российского бизнеса мы фиксируем тот уровень взаимопонимания, которого достигаем в ежедневной кропотливой работе. Но, будь то налоговая тематика или любая другая, диалог нужно вести каждый день. Ослабишь внимание - пропустишь гол в свои ворота.

 

http://www.itogi.ru/delo/2010/16/151175.html