Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес:
109028 Москва,
Покровский бульвар, дом 11, D401
Телефон:
8 495 628 17 84
8 495 531 00 00 доб 28802
Email: GR@hse.ru
«Тема взаимодействия бизнеса и власти – тема вечная. Это вектор коммуникаций, который направлен из корпорации на власть, на общество, на внешний мир. Обучение в этой сфере предполагает понимание возможностей совершенствования процессов и механизмов принятия управленческих решений как в органах государственной власти, так и в бизнесе».
Александр Шохин
«GR-специалист – это тяжелая, скрупулезная, системная работа», - единодушно охарактеризовали содержание деятельности выступающие: президент Альфа-Банка, профессор кафедры Теории и практики взаимодействия бизнеса и власти Петр Авен, старший вице-президент Альфа-Банка Владимир Сенин, заместитель председателя правления Альфа-Банка Андрей Соколов.
По их словам, чтобы стать успешным в профессии, мало иметь широкий кругозор и достойное образование. Тут следует хорошо понимать и представлять механизм действия государственной власти в сфере приложения усилий. Досконально знать предмет, разбираться в сути вопроса лучше, чем люди, принимающие решения. Также необходим существенный опыт государственной службы, который дает знания не только алгоритмов принятия решения, но и психологии чиновников. Что касается личностных характеристик, то лоббист должен быть успешным переговорщиком и хорошим психологом, мыслить аналитически, быстро считать варианты и выбирать самые эффективные. А также….уметь «держать язык за зубами».
Совокупность перечисленных характеристик и позволяет, по мнению выступающих, достичь определенных профессиональных высот в области GR-коммуникаций. Кстати, в нашей стране достаточно молодой. Ведь в отличие от таких стран с отработанными на протяжении многих лет технологиями и стратегиями взаимодействия бизнеса и власти, как США, Франция, Великобритания, в России лишь в начале 90-х годов прошлого века начала формироваться собственная практика лоббизма.
Если говорить о законодательном регулировании деятельности отечественных лоббистов, тут выступающие назвали следующие особенности. Прежде всего, данная сфера напрямую не регламентируется специальным федеральным законом; перспектива создания и принятия закона о лоббизме не очевидна; это сложная сфера деятельности, которую тяжело описать правовыми актами; достаточно норм, которые косвенно регулируют этот вид деятельности; нет общего подхода в законодательном регулировании лоббизма.
Что касается непосредственно формирования взаимодействия бизнеса и власти, по словам выступающих, отношения выражаются в процессе влияния бизнес-структур на принятие в своих интересах решений в органах государственной власти. И хотя инициаторами, как правило, выступают представители делового сообщества, тем не менее, в конструктивных результатах взаимодействия заинтересованы и властные структуры.
При этом, как подчеркнули выступающие, лоббизмом в классическом его понимании занимаются преимущественно крупные промышленно-финансовые группы. Здесь GR просто необходим для обеспечения жизнедеятельности компаний.
Так, в ведении GR-подразделения Альфа-Банка вопросы выстраивания и развития отношений с органами государственной власти, деятельность которых затрагивает сферу интересов банка или всей группы; решение стратегических задач развития финансовой компании через создание нормативно-правовых условий для продвижения бизнес-проектов; обеспечение снятия рисков, возникающих в связи с действиями органов государственной власти в процессе деятельности компании; решение текущих задач деятельности компании, обеспечение со стороны регулятивных органов комфортной среды для бизнеса.
В качестве иллюстрации деятельности подразделения слушателям представили GR-стратегию Альфа-Банка по проекту «Мобильная коммерция», направленного на развитие мобильных платежей и электронных каналов оплаты, кумулятивное расширение клиентской базы. Его результатом должно стать предоставление финансовых услуг населению с использованием сетей подвижной радиосвязи, т.е. возможность оплаты покупок и услуг, как в Интернете, так и в обычных торговых точках, и даже снятия денег из банкомата за счет средств клиента на мобильном телефоне.
Студенты получили уникальную, редчайшую возможность познакомиться с каждым этапом инновационного проекта: построением бизнес-модели и анализом нормативно-правовой базы, пошаговой реализацией, разработкой плана законопроектной деятельности и т.д. Насколько протяженны временные рамки подобной программы, какие аудитории задействуются для ее воплощения, сколько координационных усилий требуется приложить GR-специалистам – наглядно продемонстрировала так называемая «Дорожная карта» проекта.
Также в ходе мастер-класса студенты узнали об особенностях взаимодействия с чиновниками и их типологии, принципами профессиональной этики GR-специалиста. Но, хотя студенты, как говорится «закидали» выступающих вопросами о приложении GR-технологий, их интересы распространялись далеко за пределы области взаимодействия бизнеса и власти. Каковы перспективы вступления России в ВТО? Как будет развиваться процесс приватизации? Возможно ли остановить коррупцию? – вот небольшой перечень тем, предложенных для обсуждения с первым лицом крупнейшего в России частного банка.
И, разумеется, молодых людей интересовал рецепт успеха от президента Альфа-Банка. Как оказалось, секрет кроется в одном слове. «Самодисциплина», - ответил П. Авен.