• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Government Relations – это обеспечение, отстаивание и продвижение интересов бизнеса в системе государственной власти

Если у слушателей общеуниверситетского факультатива «Теория и практика взаимодействия бизнеса и власти» и оставались иллюзии относительно деятельности GR-специалиста, то, наверняка, они исчезли после посещения мастер-класса «Успешные GR-стратегии коммерческих банков».

«GR-специалист – это тяжелая, скрупулезная, системная работа», - единодушно охарактеризовали содержание деятельности выступающие: президент Альфа-Банка, профессор кафедры Теории и практики взаимодействия бизнеса и власти Петр Авен, старший вице-президент Альфа-Банка Владимир Сенин, заместитель председателя правления Альфа-Банка Андрей Соколов.

По их словам, чтобы стать успешным в профессии, мало иметь широкий кругозор и достойное образование. Тут следует хорошо понимать и представлять механизм действия государственной власти в сфере приложения усилий. Досконально знать предмет, разбираться в сути вопроса лучше, чем люди, принимающие решения. Также необходим существенный опыт государственной службы, который дает знания не только алгоритмов принятия решения, но и психологии чиновников. Что касается личностных характеристик, то лоббист должен быть успешным переговорщиком и хорошим психологом, мыслить аналитически, быстро считать варианты и выбирать самые эффективные. А также….уметь «держать язык за зубами».

Совокупность перечисленных характеристик и позволяет, по мнению выступающих, достичь определенных профессиональных высот в области GR-коммуникаций. Кстати, в нашей стране достаточно молодой. Ведь в отличие от таких стран с отработанными на протяжении многих лет технологиями и стратегиями взаимодействия бизнеса и власти, как США, Франция, Великобритания, в России лишь в начале 90-х годов прошлого века начала формироваться собственная практика лоббизма.

Если говорить о законодательном регулировании деятельности отечественных лоббистов, тут выступающие назвали следующие особенности. Прежде всего, данная сфера напрямую не регламентируется специальным федеральным законом; перспектива создания и принятия закона о лоббизме не очевидна; это сложная сфера деятельности, которую тяжело описать правовыми актами; достаточно норм, которые косвенно регулируют этот вид деятельности; нет общего подхода в законодательном регулировании лоббизма.

Что касается непосредственно формирования взаимодействия бизнеса и власти, по словам выступающих, отношения выражаются в процессе влияния бизнес-структур на принятие в своих интересах решений в органах государственной власти. И хотя инициаторами, как правило, выступают представители делового сообщества, тем не менее, в конструктивных результатах взаимодействия заинтересованы и властные структуры.

При этом, как подчеркнули выступающие, лоббизмом в классическом его понимании занимаются преимущественно крупные промышленно-финансовые группы. Здесь GR просто необходим для обеспечения жизнедеятельности компаний.

Так, в ведении GR-подразделения Альфа-Банка вопросы выстраивания и развития отношений с органами государственной власти, деятельность которых затрагивает сферу интересов банка или всей группы; решение стратегических задач развития финансовой компании через создание нормативно-правовых условий для продвижения бизнес-проектов; обеспечение снятия рисков, возникающих в связи с действиями органов государственной власти в процессе деятельности компании; решение текущих задач деятельности компании, обеспечение со стороны регулятивных органов комфортной среды для бизнеса.

В качестве иллюстрации деятельности подразделения слушателям представили GR-стратегию Альфа-Банка по проекту «Мобильная коммерция», направленного на развитие мобильных платежей и электронных каналов оплаты, кумулятивное расширение клиентской базы. Его результатом должно стать предоставление финансовых услуг населению с использованием сетей подвижной радиосвязи, т.е. возможность оплаты покупок и услуг, как в Интернете, так и в обычных торговых точках, и даже снятия денег из банкомата за счет средств клиента на мобильном телефоне.

Студенты получили уникальную, редчайшую возможность познакомиться с каждым этапом инновационного проекта: построением бизнес-модели и анализом нормативно-правовой базы, пошаговой реализацией, разработкой плана законопроектной деятельности и т.д. Насколько протяженны временные рамки подобной программы, какие аудитории задействуются для ее воплощения, сколько координационных усилий требуется приложить GR-специалистам – наглядно продемонстрировала так называемая «Дорожная карта» проекта.

Также в ходе мастер-класса студенты узнали об особенностях взаимодействия с чиновниками и их типологии, принципами профессиональной этики GR-специалиста. Но, хотя студенты, как говорится «закидали» выступающих вопросами о приложении GR-технологий, их интересы распространялись далеко за пределы области взаимодействия бизнеса и власти. Каковы перспективы вступления России в ВТО? Как будет развиваться процесс приватизации? Возможно ли остановить коррупцию? – вот небольшой перечень тем, предложенных для обсуждения с первым лицом крупнейшего в России частного банка.

И, разумеется, молодых людей интересовал рецепт успеха от президента Альфа-Банка. Как оказалось, секрет кроется в одном слове. «Самодисциплина», - ответил П. Авен.