Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес:
109028 Москва,
Покровский бульвар, дом 11, D401
Телефон:
8 495 628 17 84
8 495 531 00 00 доб 28802
Email: GR@hse.ru
«Тема взаимодействия бизнеса и власти – тема вечная. Это вектор коммуникаций, который направлен из корпорации на власть, на общество, на внешний мир. Обучение в этой сфере предполагает понимание возможностей совершенствования процессов и механизмов принятия управленческих решений как в органах государственной власти, так и в бизнесе».
Александр Шохин
8 ноября 2023 года в гибридном формате состоялся мастер-класс вице-президента, члена Правления РСПП, доктора юридических наук, профессора кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти Вдовина Игоря Александровича.
Тема мастер-класса: «Инвестиции в инфраструктуру - приоритет в условиях глобальных вызовов».
В мастер-классе также принял участие Коваль Игорь Юрьевич, Первый заместитель председателя правления по инвестиционной политике ГК «Автодор».
Модератор мастер-класса: Заместитель заведующего кафедрой теории и практики взаимодействия бизнеса и власти, профессор Кириллина Валентина Николаевна.
Открывая мастер-класс, И.А.Вдовин предложил слушателям активно включиться в серьезную совместную работу по изучению сложной, но интересной темы инфраструктуры. Игорь Александрович с удовлетворением отметил, что видит в зале знакомые лица людей, которые из года в год участвуют в мастер-классах кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти, чтобы вместе разбираться в непростых вопросах.
Всё, что окружает нас, касается инфраструктуры: цифровой, дорожной, транспортной, финансовой, культурной и т.д. Значимость инвестиций в инфраструктуру трудно переоценить. По мнению эксперта, инфраструктурные проекты являются ключевыми элементами экономического роста и развития общества и оказывают неоспоримый мультипликативный эффект на все сферы социально-экономической жизни: рост численности населения, снижение транспортных издержек, рост торговли и инвестиций, рост промышленного производства, снижение смертности и травматизма, снижение негативного воздействия на окружающую среду и т.д. Индекс-мультипликатор отрасли инфраструктурного строительства один из самых высоких в экономике и составляет 2,5. К сожалению, по уровню инфраструктурного развития Россия пока занимает 62 место в мире.
И.А.Вдовин отметил, что наибольший эффект дают дорожно-транспортные проекты, и предоставил слово И.Ю.Ковалю, Первому заместителю председателя правления по инвестиционной политике ГК «Автодор». Эта компания занимается строительством платных автомобильных дорог и формирует транзитные автодорожные коридоры «Север-Юг» и «Запад-Восток» на территории Российской Федерации. Беспримерные по масштабу проекты, успешно реализованные ГК «Автодор», хорошо известны слушателям: трасса М-4 «Дон», М-11 «Нева», М-12 «Восток» и др. По мнению Игоря Юрьевича, строительство автомобильных дорог – это мощнейший стимул развития экономики. В тяжелые времена нужно инвестировать в инфраструктурные проекты. Он отметил беспрецедентный объем средств, поступивший на строительство дорог за последний год, и выразил умеренный оптимизм по поводу привлечения внебюджетных средств. Эксперт отметил, что основными инвесторами в инфраструктуру являются банки, Фонд национального благосостояния России (ФНБ), негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, физические лица – квалифицированные инвесторы, специализированные Институты развития. Инструменты для инвестирования в проекты - это кредиты и займы сторонам ГЧП, облигации, вхождение в капитал частной стороны ГЧП (equity). В результате инвесторы получают хороший доход и низкий риск-профиль. Далее И.Ю.Коваль остановился на проблемах ГК «Автодор» и отрасли в целом. Самое «узкое место» – это деньги. Банки готовы финансировать автодорожные проекты, поэтому вопрос не в количестве денег, а в их стоимости, которая определяется высокой процентной ставкой. Среди насущных проблем И.Ю.Коваль упомянул так же дефицит кадров и конкуренцию работодателей за квалифицированных специалистов.
В заключение И.А.Вдовин сделал следующие выводы и предложил слушателям подумать о них в плане подготовки к написанию проектов: