• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О мастер-классе Сенина Владимира Борисовича 24 января 2024 г.

Сенин Владимир Борисович
Сенин Владимир Борисович
@Новиков Дмитрий Игоревич

В среду, 24 января 2024 года,  в режиме онлайн в рамках общеуниверситетского факультатива, организованного кафедрой теории и практики взаимодействия бизнеса и власти, состоялся мастер-класс профессора кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти НИУ «Высшая Школа Экономики» Сенина Владимира Борисовича.
Тема мастер-класса: Федеральный бюджет и основные направления государственной денежно-кредитной политики как ключевые факторы развития экономики.
Модератор мастер-класса: Заместитель заведующего кафедрой теории и практики взаимодействия бизнеса и власти, профессор Кириллина Валентина Николаевна.
Профессор кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти В.Б.Сенин дал определение бюджета как финансового плана государства с указанием источников доходов и расходов. 31 июля 1998 года был принят Бюджетный кодекс – основной законодательный акт, который регулирует бюджетную систему РФ. Три уровня бюджетной системы РФ (федеральный, региональный и местный) составляют консолидированный бюджет страны. В зависимости от отношения между доходами и расходами бюджет может быть сбалансированным, дефицитным или профицитным. В.Б.Сенин разъяснил слушателям факультатива механизм принятия государственного бюджета Российской Федерации. Эксперт поднял тему государственного долга, проанализировал причины его возникновения и роста. Он отметил, что в данный момент внешний долг России находится на самом низком уровне за последние 17 лет.
27 ноября 2023г. Президент РФ подписал закон о Бюджете Российской Федерации на 2024г. Он принимался в сложных условиях, когда на Россию было наложено 17.5 тысяч санкций. Однако, как подчеркнул В.Б.Сенин, на ближайшие 3 года объем расходов не уменьшается, а наоборот, увеличивается по сравнению с текущим годом. Средний объем расходов составляет символическую цифру 36.6 триллиона рублей. В.Б.Сенин выделил приоритеты бюджетной политики России: национальная оборона, социальные обязательства, технологическое развитие, интеграция новых регионов. По мнению В.Б.Сенина, основное направление бюджетной политики 2024-2026 гг. смещается с антикризисных мер на поддержку роста ключевых показателей национальной экономики.
Далее В.Б.Сенин провел сравнительный анализ Прогноза социально-экономического развития, который готовит Минэкономразвития, и основных направлений Единой денежно-кредитной политики на 2024 г. и на период 2025-2026 гг., представленных Банком России. По мнению Минэкономразвития, высокая степень устойчивости российской экономики и успешный процесс адаптации к новым внешним условиям позволили в рекордные сроки преодолеть кризисные процессы. Вариантом развития на ближайшие 3 года был принят базовый сценарий, который предполагает умеренное ослабление курса рубля до 92.3 руб. за доллар в 2026 г. на фоне постепенного восстановления торгового баланса и возвращения инфляции к целевому значению 4%. Согласно базовому варианту прогноза, большинство социально-экономических показателей российской экономики вернется к докризисному уровню, в средне-срочной перспективе ожидается стабильный темп роста ВВП на уровне 2.2 – 2.3 % в год. Прогноз Банка России более пессимистичен и предполагает более жесткую денежно-кредитную политику для более раннего возвращения инфляции к цели 4%. Существенное различие в прогнозах Минэк и ЦБ наблюдается в оценке ВВП. Минэкономразвития в 2024 – 2026 гг. прогнозирует  темп роста экономики в среднем около 1.5% в год, а Банк России считает, что возможно существенное снижение ВВП даже до отрицательного значения. Однако даже при шоковом сценарии 2026 г. прогнозируется рост экономики восстановительными темпами 2-3%. Кроме того, ЦБ более осторожно оценивает прогноз цен на нефть, считает, что они могут снижаться до 49 долларов за баррель, тогда как в прогнозе Минэка минимальная цена нефти - 64 доллара.
Для фундаментальной перестройки экономики некоторые эксперты предлагают расширить цели деятельности ЦБ и добавить к ним стимулирование экономического роста. Кроме того звучат предложения наделить ЦБ РФ правом законодательной инициативы.
В заключение профессор кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти В.Б.Сенин сделал вывод о том, что благодаря взаимодействию, которое сегодня есть между Банком России, Министерством финансов, Министерством экономического развития и др. министерствами и ведомствами, удалось сохранить макроэкономическую стабильность, поддержать занятость, нормальный ритм всей хозяйственной жизни, восстановить и создать новые логистические цепочки. Таким образом, несмотря на внешние ограничения и санкции, создана база для развития экономики России.