2019/2020
История коммуникаций
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Майнор
Кто читает:
Школа коммуникаций
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
1, 2 модуль
Преподаватели:
Векслер Ася Филипповна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
76
Программа дисциплины
Аннотация
Курс помогает раскрыть роль и значение социальных коммуникаций на разных исторических этапах, обнаружить приемы и технологии PR, в системе социального управления и взаимодействия, используемые в том числе в целях влияния на общественное мнение. Дать представление о генезисе PR и этапах его развития.
Цель освоения дисциплины
- Слушатели, изучая различные коммуникативные приемы и методы в историческом контексте, приходят к пониманию того, что механизмы и технологии взаимодействия с общественностью, легшие в основу интегрированных коммуникаций, появились на заре человеческого общества и их развитие непосредственно связано с историей управления коммуникациями с целью оказания влияния на точку зрения и поведение целевой общественности и общества в целом, путем убеждения, разъяснения и согласования своей позиции. Освоение данного курса поможет студентам оценить воздействие на формирование современных коммуникаций различных гуманитарных практик, социальных наук и научно- технического прогресса.
Планируемые результаты обучения
- Различает разные виды коммуникаций: ПР, реклама, маркетинг, пропаганда, знает особенности и отличия PR как особого вида социальной деятельности
- Знает средства коммуникаций древности, может оценить роль ораторского искусства в период античности
- Знает особенности символической коммуникации
- Знает о вкладе просветителей Нового времени в теорию и практику коммуникаций
- Различает приемы и особенности политической коммуникации
- Знает о инструментах и технологиях современных политических коммуникаций
- Знает о эпохе «разгребателей грязи», и вкладе «исторических отцов ПР» Айви Ли и Эдварда Бернейса в практику ПР
- Знает о развитии PR в европейских странах.
- Знает о истории рекламы и о ярких представителях данной сферы профессиональной деятельности
- Знает об особенностях современной рекламы и новых рекламных технологиях
- Знает о применении различных ПР- технологий в России
- Знает о истории развития рекламы в России
- Знает о современном состоянии ПР-отрасли в России
- Знает о специфике маркетинговой деятельности и особенностях понятия «интегрированные коммуникации»
- Знает о специфике коммуникаций в Интернет-пространстве, о факт-чекинге и иных инструментах работы с современной информации
- Различает категории «спонсорство» «социальная ответственность» и «благотворительность». Знает о различных формах благотворительной и спонсорской деятельности, правовых механизмах их регулирования
- Оценивает тенденции в сфере связей с общественностью
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1 Введение в теорию и практику коммуникаций.Направления и виды коммуникаций. Особенности разных видов коммуникаций. ПР-специалист как переводчик на мосту.
- Тема 2 Вопросы генезиса. Коммуникации Древнего мира.Отражение социальных коммуникаций в Ветхом и Новом Завете. Технологии информирования, популяризации, убеждения и рекламы Древнего мира. Вклад в теорию и практику управления коммуникациями выдающихся мыслителей Древней Греции и Рима: Сократа, Платона, Аристотеля, Цицерона. Софисты и их значение для теории коммуникаций. Роль ораторского искусства в Греции и Риме.
- Тема 3. Вопросы генезиса Коммуникации СредневековьяОсобенности коммуникаций средневековой цивилизации. Технологии формирования позитивного имиджа средневековой элиты. Особенности символической коммуникации.
- Тема 4 Вклад просветителей XVII века в теорию и практику общественных коммуникаций и формирование современной концепции ПРКонцепция "стереотипов" Ф.Бэкона, теория "общественного договора" Гоббса, "законы общественного мнения" Дж.Локка, феномен "общественного сознания" Ш.Монтескье, «публичные коммуникации» Ж-Ж.Руссо, коммуникации как инструмент общественных преобразований К-А Сен-Симона, "миром правят мнения" Ф.М.Вольтера.
- Тема 5 Генезис связей с общественностью. Коммуникации в Западной Европе в ХVII — XIX вв.Формирование нового коммуникационного пространства в Западной Европе. Информационные революции. Развитие средств письменной коммуникации. Использование периодических изданий, карикатур и памфлетов для формирования общественного мнения. Особенности политической коммуникации в Англии и во Франции периода Великой французской революции.
- Тема 6 Современные политические коммуникацииМетоды взаимодействия власти и общества. Электоральные процессы. Примеры региональных избирательных компаний
- Тема 7 XX век: кристаллизация ПР как нового вида профессиональной деятельностиЭпоха "разгребателей грязи". Комитет Крила в период первой мировой войны. Первые паблисити-бюро. Великие первопроходцы: Э.Бернейс и А.Ледбеттер Ли - их вклад в теорию и практику PR.
- Тема 8. Генезис и развитие связей с общественностью в Европе.Основные этапы в развития ПР в Европе. История становления ПР в Англии. Институализация ПР в Англии. Создание европейской модели ПР Л.Матра. Отличие европейской теории ПР от американской. Французский "стеклянный дом" и эволюция французских концепций связей с общественностью. Стратегия доверия Ф.А.Буари. Ведущая европейская школа ПР в Германии. Особенности ПР в Германии
- Тема 9. Генезис и этапы развития рекламы как средства массовой коммуникацииРеклама Древнего мира. Политическая реклама античного общества. Устная и изобразительная реклама Средневековья. Афиши и вывески. Печатная реклама. «Надувательская» и скрытая реклама. «Продажа» Нового света. Великие художники 19-20 века и реклама. Рекламные песенки. Уроки Дэвида Огилви Реклама как сновиденье Жана Бодрийярда. Жизнь в рекламе Клода Хопкинса. Реклама не просто слово Жака Сегела
- Тема 11. Связи с общественностью в РоссииЧасть 1 Приемы и методы ПР и рекламы в истории России. Уложенная комиссия, победа над оспой. Первые масс-медиа. Продвижение «русского Круппа» в 19 веке.
- Тема 10 Современная рекламаНовые технологии и тенденции
- Тема 13 Связи с общественностью и реклама в России Часть 3Анализ современного состояния отрасли
- Тема 12 Реклама в РоссииЧасть 2 Первая скрытая реклама. Краткая история российской рекламы. Советская реклама в 20 веке
- Тема 15 Новые медиаАнализ новых современных меди
- Тема 14 Маркетинг и интегрированные коммуникацииИстория и практика интегрированных коммуникаций. Эволюция от ИМК до ИК
- Тема 16. Спонсорство и благотворительность – эффективные коммуникативные инструменты.Отличие спонсорства от благотворительности. Особенности и механизмы реализации. Ключевые тенденции. Нормативно-правовое регулирование в России. Законы о волонтерстве и меценатстве. Приоритеты, объекты и формы деятельности
- Тема 17. Коммуникативные практики новейшего времени и базовые тенденции современных коммуникацийАнализ на основе работ победителей российской Национальной премия в области развития связей с общественностью «Серебряный Лучник» 2019г.
Элементы контроля
- текущая оценкаОтекущий – оценка за проверочные работы является средней арифметической оценок за все проведенные проверочные работы. О текущий = (Опроверочная1 +Опроверочная2 +Опроверочная3+ОпроверочнаяN) / N где N – количество проверочных работ равное числу лекций (семнадцать). Округление оценок происходит на каждом промежуточном этапе подсчета. При подсчете сотые доли отсекаются Например, 7,48 = 7,4 = 7 Способ округления накопленной оценки арифметический Например, 7,3=7 Все оценки ниже 4 не округляются
- доклад
- эссе
- обсуждениеОобсуждение - оценка за обсуждение оригинальных источников, рекомендованных преподавателем. Округление оценок происходит на каждом промежуточном этапе подсчета. При подсчете сотые доли отсекаются Например, 7,48 = 7,4 = 7 Способ округления накопленной оценки арифметический Например, 7,3=7 Все оценки ниже 4 не округляются
- деловая игра
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.1 * деловая игра + 0.2 * доклад + 0.2 * обсуждение + 0.3 * текущая оценка + 0.2 * эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Государственный PR: связи с общественностью для государственных организаций и проектов : учебник / А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 343 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_592bf62f2c4f86.51817652.
- Государственный PR: связи с общественностью для государственных организаций и проектов: Учебник / А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 329 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-004922-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/254819
- История связей с общественностью: Учебное пособие / Е.Н. Бузни. - 2-e изд. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 224 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9558-0347-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/406724
- Почекаев Р. Ю. - ИСТОРИЯ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 223с. - ISBN: 978-5-534-04832-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-svyazey-s-obschestvennostyu-438445
- Чумиков А. Н. - СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ. ПРАКТИКУМ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 173с. - ISBN: 978-5-534-06706-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/svyazi-s-obschestvennostyu-praktikum-441947
Рекомендуемая дополнительная литература
- Чумиков А.Н. - Кейсы и деловые игры по связям с общественностью - КноРус - 2010 - 149с. - ISBN: 978-5-406-00392-3 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/270971