• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

ИТ-сервисы

Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Преподаватели: Рытиков Георгий Олегович, Симаков Олег Владимирович
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Информационные технологии развиваются стремительными темпами. В настоящее время для любой организации использование компьютерной техники является важной и неотъемлемой частью бизнеса. На активно развивающемся рынке информационных технологий предлагается огромное количество услуг различного уровня и качества. Целями курса «ИТ-сервисы» являются: • формирование углубленных знаний в области современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ); • изучение основных теоретических принципов эффективного и рентабельного использования ИТ-ресурсов в бизнесе, организации их службы поддержки; • изучение современных подходов и тенденций к эффективному управлению ИТ-инфраструктурой предприятия; • получение практических умений и навыков по использованию ИТ-сервисов для решения прикладных задач.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование углубленных знаний в области современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)
  • Усвоение основных тенденций в развитии ИКТ и их использования для обеспечения реализации задач и процессов как корпоративном применении, так и в социальных и экономических системах обработки данных и управления
  • Формирование системы понятий о целях ИКТ и лучших ИТ-практиках в государственных и коммерческих организациях
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает виды ИС, этапы их внедрения, основные термины и понятия, архитектуру.
  • Знает требования к ИКТ в организациях, основные направления развития ИТ, стратегические сквозные технологии, состав и структуру информационных систем, факторы ограничения интеграции.
  • Владеет понятием сервисно-ориентированного подхода, знает основные принципы и преимущества SOA.
  • Знает модели уровней зрелости IT-инфраструктуры предприятия, пути оптимизации IT-инфраструктуры, имеет представление о модели управления IT- инфраструктурой ITSM.
  • Владеет понятием ИТ- сервиса, определяет задачи ИТ-службы предприятия, имеет представление о процессах, описанных в библиотеке ITIL.
  • Знает классификацию, топологию компьютерных сетей, технологии облачных вычислений, имеет представление о сервисах Интернета, типах облачных услуг, знает протоколы передачи информации, различия между облачными и кластерными, распределенными и Grid-вычислениями.
  • Знает понятие информационной безопасности, модели угроз, цели, классы и уровни защиты информации, виды атак, способы и средства обеспечения ИБ.
  • Знает понятие и терминологию аутсорсинга как новой формы организации бизнеса, специфику, уровни и виды ИТ-аутсорсинга.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Информационные технологии и системы.
    Данные и информация: определения, свойства. Информационные системы (ИС), модели, ресурсы. Информационные технологии: определение, история. Классификация ИС. Практика внедрения информационных систем.
  • Переход к цифровой экономике и роль ИКТ.
    Ожидания от применения ИКТ в организациях. Основные тенденции развития ИТ, стратегические сквозные технологии. Взаимосвязь моделей ведения бизнеса с продуктами и процессами компании. Распределение информации по уровням управления. Организация как объект обработки информации и деловые процессы. Состав и структура информационных систем, факторы ограничения интеграции. Риски при использовании ИКТ.
  • Cервисно- ориентированный подход к управлению бизнесом.
    Особенности и основные черты сервисно-ориентированного подхода. Сервисно-ориентированная архитектура – SOA. Основные принципы, преимущества и сложности подхода SOA.
  • ИТ-инфраструктура предприятия.
    Эффективность. Понятие о модели уровней зрелости бизнес-процессов предприятия CMP- Capability Maturity Model. Уровни зрелости IT-инфраструктуры (компания Gartner), профили предприятий для оптимизации IT- инфраструктуры, разработанные компанией IBM, уровни зрелости IT-инфраструктуры предприятий (методология компании Microsoft). Общие сведения о методологии Microsoft по эксплуатации ИС. ITSM – модель управления IT-инфраструктурой.
  • ИТ-сервисы.
    Основные понятия, определения, характеристики. Задачи ИТ-службы предприятия. ИТ-менеджмент. Управление службой ИС и ее взаимосвязь с ИТ-сервисами. Задачи и место ИТ-подразделения в деятельности компании. Понятие процессов службы ИС. Процессы поддержки ИТ-сервисов. Процессы предоставления ИТ-сервисов. Примеры. Общие сведения о библиотеке ITIL.
  • Интернет-сервисы. Мобильные сервисы. Облачные сервисы.
    Определения. Назначение. Общие сведения о сетях. Интернет: история, развитие, основные сервисы. Протоколы. Облачные вычисления (Cloud Computing): основные сведения о появлении, развитии и использовании технологий облачных вычислений. Различия между облачными и кластерными (распределенными или Grid-) вычислениями. Преимущества облачных сервисов. Типы услуг: IaaS, PaaS, SaaS, WaaS, DaaS, EaaS.
  • Информационная безопасность.
    Обеспечение информационной безопасности. Политика ИБ. Безопасный доступ в сеть. Виды атак, вредоносного ПО. Защита от вторжений и вредоносного ПО. Уровни и способы защиты информации. Шифрование симметричное и асимметричное. Криптографические способы защиты информации. Стеганография.
  • ИТ-аутсорсинг.
    Понятие и терминология аутсорсинга. Аутсорсинг как новая форма организации бизнеса. Сущность ИТ-аутсорсинга, история, предпосылки возникновения. Специфика и тенденции развития рынка услуг ИТ-аутсорсинга. Уровни ИТ-аутсорсинга. Виды ИТ-аутсорсинга. Достоинства и недостатки аутсорсинга в сфере информационных технологий. Оценка эффективности. ИТ–аудит - комплекcное исследование IT- инфраструктуры.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Доклад на семинаре
  • неблокирующий Домашние задания
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Орез = 0.7·max(Од.з.; Ок.р.) + 0.3·max(Ореф./док.; Оэкз.)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Отв. ред. Трофимов В. В. - ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 5-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и специалитета - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 375с. - ISBN: 978-5-534-09090-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/informacionnye-sistemy-i-tehnologii-v-ekonomike-i-upravlenii-v-2-ch-chast-1-441968
  • Чекмарев А. В. - УПРАВЛЕНИЕ ИТ-ПРОЕКТАМИ И ПРОЦЕССАМИ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 228с. - ISBN: 978-5-534-07446-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/upravlenie-it-proektami-i-processami-423098

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Советов Б. Я., Цехановский В. В. - ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 7-е изд., пер. и доп. Учебник для прикладного бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 327с. - ISBN: 978-5-534-00048-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/informacionnye-tehnologii-431946