• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Польша: история и национальное сознание

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Маго-лего
Кто читает: Департамент общей и прикладной филологии
Когда читается: 4 модуль
Преподаватели: Васильев Алексей Григорьевич
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 38

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина ставит целью подготовить новые поколения специалистов-полонистов и специалистов по региону Центральной и Восточной Европы в целом. Потребность в таких специалистах испытывает как современная российская наука, так и различные сферы практической деятельности, включая деятельность институтов гражданского общества, государственное управление, культурную политику, международные отношения, бизнес, деятельность общественных и неправительственных организаций. За последние десятилетия в российской науке в этом отношении образовалась серьезная «поколенческая лакуна». Новые специалисты должны обладать современным объемом научного знания в области полонистики и методологий социально-гуманитарного анализа, быть способными проводить научные исследования, осуществлять экспертную и проектную деятельность в сфере социокультурных практик на уровне, отвечающем актуальному состоянию научного знания.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с рассмотрением проблем польской истории и формирования польской национальной идентичности. Курс нацелен на анализ механизмов исторической динамики польского общества, формирования польской национальной территории, маркеров идентичности, процессов культурных трансферов и формирования культурных границ. Особое внимание уделяется анализу значения культурной памяти, традиции и культурного наследия в процессах формирования и трансформаций польской национальной идентичности, влияния на польскую культуру процессов взаимодействия культур Востока и Запада. Курс может опираться на материалы изученных ранее студентами курсов всемирной и отечественной истории, истории литературы, истории искусства, культурологии и политологии. Курс также создает предпосылки для более успешного изучения курсов по всемирной истории, истории Центрально-Восточной Европы, истории культуры и истории искусства.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные этапы формирования раннефеодального Польского государства. Понимает значение «истоков» как «места» национальной памяти.
  • Знает основные вехи истории феодальной раздробленности Польши, характерные черты развития отдельных территорий.
  • Знает основные направления политики Казимира Великого и роль периода его правления для формирования национальной идентичности.
  • Знает основные вехи политической истории этого периода. Понимает значение Ядвиги и Ягелло как символических фигур для польской и литовской культур.
  • Знает основные этапы польско-литовской интеграции. Понимает значение Грюнвальдской битвы как «места памяти».
  • Знает основные вехи политической истории ягеллоновского периода. Понимает сущность «ягеллоновской идеи»
  • Знает сущность дискуссий о месте XVI века в польской истории. Знает основных деятелей и достижения польского Ренессанса.
  • Знает основные события, связанные с заключением унии и ее содержание. Понимает роль унии в польской национальной памяти.
  • Знает политико-правовые основы функционирования выборной монархии, понимает роль магнатов и шляхты во взаимоотношениях с монархией.
  • Знает основные вехи военно-политической истории Речи Посполитой XVII в. Знает символическое значение этих событий для национальной памяти.
  • Знает историографическую, историко-антропологическую и мемориально-символическую сущность сарматизма.
  • Знает основное содержание реформ последнего периода существования Речи Посполитой. Понимает значение Конститутции 3 мая в польской национально памяти.
  • Знает основные дилеммы польской идентичности после разделов. Понимает значение культурных проектов рубежа XVIII-XIX вв. для польской культуры.
  • Знает основные вехи польской истории наполеоновской эпохи. Понимает сущность и значение «наполеоновской легенды».
  • Знает основные события польских восстаний периода разделов. Понимает роль повстанческой традиции в польской идентичности.
  • Знает специфические черты развития польских земель в составе Пруссии (Германии), Российской империи и Габсбургской монархии (Австро-Венгрии).
  • Знает основные этапы и механизмы формирования современной польской нации.
  • Знает основные политические проекты восстановления Польского государства и основные черты политической, социально-экономической и культурной жизни II RP.
  • Знает основные вехи военно-политической истории участия Польши во IIWW. Понимает символическое значение событий этого периода для национального сознания.
  • Знает основные вехи политической истории ПНР, польской эмиграции и оппозиционного движения.
  • Знает основные этапы политической и социально-экономической трансформации Польши, основные направления идейно-политической партийной борьбы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Возникновение и зарождение Польского государства. «Истоки» как место польской национальной памяти.
    Племена и миграции славян. Возникновение пястовской монархии. Мешко I. Крещение. Формирование государственной территории. Отношения со Священной Римской империей. Св. Войчех. Болеслав Храбрый. Польское королевство. Распад единого государства. Междоусобицы. Св. Станислав. «Хроника» Галла Анонима.
  • Период раздробленности Польского королевства. Предпосылки формирования национального сознания.
    Социально-политические изменения в XIII в. Формирование сословного общества. Развитие городов. Колонизация на немецком праве. Проблема балтов. Крестоносцы. Вторжение монголо-татар. Поморье. Силезская монархия. Костел в XIII в. Оформление рыцарского сословия. Развитие династического и территориального сознания. Владислав Локетек.
  • Объединенное Польское королевство. Казимир Великий и его легенда.
    Внутренние преобразования Казимира Великого. Внешняя политика. Вышеградский съезд: история и современность. Северная политика. Отказ от Силезии. Восточный вектор внешней политики, овладение Русью. Кодификация права. Университет в Кракове. «От Польши деревянной к Польше каменной».
  • От Анжуйской династии к Ягеллоновской монархии. Ядвига и Ягелло.
    Анжуйский период и привилегии шляхты. Отношения с Великим княжеством Литовским. Кревская уния. Ядвига и Ягелло: исторические персонажи и образы национальной памяти.
  • Этапы польско-литовской интеграции. Война с Орденом. Грюнвальд.
    «Великая война» с Тевтонским орденом. Грюнвальдская битва. Грюнвальд как место национальной памяти: Городельская уния. Тринадцатилетняя вона с Орденом. Возвращение контроля над Гданьским Поморьем.
  • Эпоха Ягеллонов. Формирование шляхетского государства. Ягеллоны и Габсбурги.
    Усиление позиций шляхты. Привилеи о личной и имущественной неприкосновенности рыцарства. Нешавский привилей. «Ягеллоновская Европа». Интеграция Польши, Литвы, Чехии и Венгрии под властью Ягеллонов на рубеже XV-XVI вв. Возникновение двухпалатного Сейма. «Хроника» Яна.Длугоша. Конституция «Nihil novi». Секуляризация Ордена.
  • «Золотой век». XVI век в польской истории и польской памяти.
    Польский Ренессанс. Николай Коперник. Польская ренессансная литература. «Трены» Яна Кохановского. Строительства капеллы Сигизмунда в Вавельском замке в Кракове. Возникновение первой иезуитской гимназии. Основание Виленского университета. Строительство Замостья. Акт о веротерпимости. Брестская уния. Расцвет шляхетского фольварка. Расцвет экономики, или превращение в сырьевой придаток Западной Европы?
  • Люблинская уния. Историческое и символическое значение.
    Уния Польского королевства и Великого княжества Литовского. Проблема степени государственной самостоятельности Литвы. Речь Посполитая двух народов. «От Люблинской унии к Евросоюзу». Люблинская уния в современном польском историческом сознании. Уния как «общее место памяти»: Польша, Литва, Беларусь, Украина.
  • Формирование системы выборной монархии. Шляхетская Республика: социально-политические и хозяйственные структуры.
    Установление «вольной элекции» королей. Генриховы артикулы. Политический строй Речи Посполитой глазами современников и потомков. Строй «шляжетской демократии» в польской историографии и историческом сознании.
  • Речь Посполита XVII века. «Потоп». Начало общего ослабления государства.
    Войны со Швецией, Московским государством, украинскими казаками и Османской империей. Применение принципа liberum veto. Оборона Ченстоховы: символическое значение и память. Львовские обеты. Отказ Речи Посполитой от власти над Герцогством Прусским. Неудача попыток усиления королевской власти. Ян Собеский. Битва под Веной: историческое событие и память.
  • Сарматизм: историографическая концепция-тип культуры-место памяти.
    Сарматизм как историографическая концепция происхождения польского шляхетского народа. Формирование шляхетского сарматского самосознания и сарматской культуры. Черты сарматизма как типа культуры. Сарматизм эпохи Барокко. Просветительская критика сарматизма. Сарматизм как «образ-воспоминание» польской культуры периода разделов. Современные польские дискуссии о сарматизмне
  • XVIII столетие: кризис-попытки реформ-распад государства. Разделы Речи Посполитой.
    Представители Саксонской династии на польском троне. Начало зависимости от Российской империи. «Двойная элекция» 1733 г. Станислав Август Понятовский. Реформы в области образования. Барская конфедерация: последняя феодальная война или первое национально-освободительное восстание? «Великий Сейм». Конституция 3 мая 1791 г.: историческое и символическое значение. Тарговицкая конфедерация как символ национального предательства. Восстание Тадеуша Костюшко. Разделы Речи Посполитой.
  • Польская идея и польская идентичность после разделов. Сентиментализм и романтизм в польской культуре.
    Дилеммы польской национальной идентичности после разделов. Формирование польской политики памяти. Значение польского романтизма для польской национальной идентичности. Польша – «Христос народов». Концепция Мицкевича-Лелевеля. «Дзяды». «Пан Тадеуш». Красинский. Норвид. Словацкий. Значение романтической традиции для польской культуры.
  • Наполеон и польский вопрос. Герцогство Варшавское. Наполеоновский миф в польской культуре.
    Польские легионы. Песня легионов Юзефа Выбицкого – Государственный гимн Польши. Княжество (Герцогство) Варшавское. Кодекс Наполеона. Юзеф Понятовский: исторический герой и культурный миф. «Наполеоновская легенда» в польской культурной памяти.
  • Польские восстания периода разделов. Повстанческая традиция и национальная идентичность.
    Ноябрьское восстание. Великая эмиграция. Краковское восстание. Великопольское восстание. Январское восстание. Позитивизм. Национальная мартирологическая традиция. Восстания как места национальной памяти. «Станьчики», «краковская школа» и критика повстанческой традиции.
  • Польские земли в составе государств-захватчиков. Польское национальное движение.
    Царство (Королевство) Польское под властью российского императора. Конституция Царства Польского. Герцогство Познаньское. Краковская республика и ее аннексия Габсбургской империей. Реформа Габсбургской монархии и создание Галицийской автономии («Польский Пьемонт»). Немецкая Колонизационная комиссия. Германизация и русификация. Создание польских политических партий современного типа.
  • Проблемы формирования современной польской нации. От «шляхетской нации» к современной нации.
    «Политическая» и «этническая» модели нации. Роль литературы, искусства и историографии в формировании национальной идентичности. Генрик Сенкевич. Процессы формирования национальной идентичности среди польских крестьян. Модели польского национализма. Юзеф Пилсудский и Роман Дмовский.
  • Польский вопрос в мировой политике. Восстановление польского государства. Межвоенная Польша. Наследие II RP
    Первая мировая война и восстановление Польского государства. Формирование территории государства и Версальская система. «Польско-большевистская война». «Польша – бастион Европы». Становление политической системы Майский (1926) переворот Пилсудского. Межвоенная Польша как историческая реальность и культурный миф.
  • Польша и поляки в период Второй мировой войны. Катынь. Варшавское восстание.
    Поляки на фронтах IIWW. Эмигрантское правительство и его отношения с союзниками. «Сентябрь 1939», Катынь, Варшавское восстание, Монте-Кассино как польские «образы-воспоминания». Польский комитет национального освобождения: начало советизации.
  • Советизация Польши. «Народная Польша»: от возникновения к упадку. «Солидарность».
    Сталинизация и террор рубежа 1940-50-х гг. Послевоенное восстановление, реформы. Создание каналов вертикальной мобильности для непривилегированных слоев населения. «Польский октябрь». Гомулка. Десталинизация. Конфликт партии с интеллигенцией. Письмо польских епископов немецким епископам о примирении (1965). Празднование 1000-летия крещения и государственности. Постановка «Дзядов» и политически кризис. Антисемитская компания 1968 г. Забастовки рабочих, репрессии. Герек. Возникновение организованной оппозиции KOR. Роль церкви и папы Иоанна Павла II. Создание «Солидарности». Ярузельский. Введение военного положения. Общий кризис режима.
  • Посткоммунистическая трансформация. Модель польской национально идентичности как объект партийно-политической борьбы. Историческая политика.
    1989 год. Соглашения «круглого стола». Полусвободные выборы. Правительство Тадеуша Мазовецкого. Лех Валенса – президент Польши. 1991 – первые свободные выборы. Вступление в НАТО и в ЕС. Формирование двухпартийной системы. «Право и справедливость» и «Гражданская платформа» о моделях польской идентичности и путях развития страны.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Устный ответ на семинаре.
  • неблокирующий Выступление с презентациями.
  • неблокирующий Выступления с сообщениями.
  • неблокирующий Устный экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Skype (https://www.skype.com/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Skype. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.6 * Устный ответ на семинаре. + 0.4 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Trojanowska, T., Niżyńska, J., Czapliński, P., & Polakowska, A. (2018). Being Poland : A New History of Polish Literature and Culture Since 1918. Toronto: University of Toronto Press, Scholarly Publishing Division. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1937004
  • Кулжинский И.Г. — История Польши - Издательство "Лань" - 2014 - ISBN: 978-5-507-37499-1 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/44630

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Грецкий, И. (2011). Белые Пятна Черные Пятна: Сложные Вопросы В Российско-Польских Отношениях / Под Общ. Ред. А. В. Торкунова, А. Д. Ротфельда Отв. Ред. А. В. Мальгин, М. М. Наринский. М.: Аспект Пресс, 2010. 823 С. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E98E5C11