• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Торговая политика стран-регионов и конкурентоспособность компаний

Язык: русский

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к циклу социальных и экономических дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих подготовку бакалавра. Является курсом по выбору в качестве майнора. Читается на втором курсе. Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: знать основные тенденции развития мировой экономики; владеть английским языком, в том числе профессиональной терминологией, на уровне, достаточном для эффективной работы с материалами (статьи, доклады, рабочие проекты) по экономической тематике на английском языке.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Исследование современных форм и тенденций развития международных экономических отношений;
  • Ознакомление с основными категориями, понятиями и принципами применения инструментов торговой политики на уровне отдельного государства, а также на наднациональном, международном (многостороннем) уровне;
  • Развитие у студентов навыков определения и рекомендации для бизнес-структур наиболее эффективных мер снижения последствий возможного негативного влияния изменений внешне-экономической политики государства (в т.ч. торговой политики).
  • Изучение основ регулирования международной торговли, как базовой формы международных экономических отношений;
  • Предоставление студентам теоретических знаний в области международной конкурентоспособности фирмы и факторов, ее формирующих.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Воспроизводит инструментарий регулирования международной торговли, правила его применения; важнейшие теории и концепции конкурентоспособности страны;
  • Оценивает влияние инструментов торговой политики (в том числе внешнеэкономической политики в целом) на международную конкурентоспособность компаний и отраслей;
  • Применяет полученные знания на практике, в работе в научно-исследовательских институтах, национальных министерствах и ведомствах, международных организациях
  • Разрабатывает эффективные международные стратегии для снижения негативных последствий государственной политики
  • Формулирует цели и интересы бизнеса на международных рынках с целью ведения эффективного диалога с властью.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие торговой политики. Место ТП в современных международных экономических отношениях. Взаимодействие бизнеса и власти. Участие бизнеса в формировании ТП государства и принятии ТП решений.
    Понятие внешнеэкономических связей (ВЭС), внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Понятие торговой политики. Эволюция взглядов на торговую политику. Торговая (внешнеэкономическая политика), как важнейший элемент общей экономической политики государства, ее значение и цели. Основные тенденции современной торговой политики (усиление взаимосвязи с общей экономической политикой, расширение сферы применения торговой политики, конфликтный характер торговой политики). Автономная, двусторонняя и многосторонняя торговая политика, особенности реализации, исторические тенденции и этапы. Взаимосвязь сферы применения торговой политики и факторов, определяющих условия доступа на рынок, их широта и разнообразие как причина расширения сферы применения торговой политики. Торговая политика как сфера взаимодействия государства и бизнеса. Необходимость диалога.
  • Протекционизм и либерализм. Особенности протекционизма на современном этапе: торговые войны
    Понятия протекционизма и либерализма. Тенденции протекционизма и либерализма в МЭО. Основные аргументы в защиту протекционизма и их критика. Основные аргументы в защиту либерализма (свободы торговли) и их критика. Взаимосвязь протекционизма и свободы торговли. Неэкономические мотивы протекционизма. Влияние консолидированных групп интересов и теоретические взгляды на механизмы влияние на принятие торгово-политических решений. Перераспределение доходов в результате торговой политики, политическая конкуренция и борьба за голоса. Роль отдельных групп и промышленное лобби. Особенности влияния ТНК на формирование инструментария торговой политики.
  • Императив модернизации экономики РФ и интересы бизнеса
    Структура национального богатства государств. Позиции экономики РФ в мире: доли в мировом ВВП и мировой торговле. Глобальная конкурентоспособность. Позиции крупнейших компаний РФ в мире. Объективная потребность бизнеса РФ в модернизации. Определения модернизации. Две волны модернизации в мире во второй половине XIX – второй половине ХХ вв. Основные уроки современной модернизации. Реформы в истории России: реформы Петра I, реформы Александра II, реформы конца XIX – начала ХХ вв. Реформы в СССР. Уроки российской и советской модернизаций. В.В.Путин об угрозе отставания и необходимости рывка в экономике. Как избавиться от сырьевой зависимости. «Голландская болезнь» и «Ресурсное проклятие». Опыт других стран. Задачи модернизации и внешняя политика государства. Возможные сценарии развития экономики РФ.
  • Основные инструменты торговой политики: общая характеристика. Особенности применения в условиях многосторонних обязательств. Последствия применения для ведения бизнеса.
    Инструменты торговой политики. Торгово-политические меры (меры регулирования), торговый режим. Основные элементы торгового режима. Тарифные инструменты торговой политики. Экономические принципы и механизм действия. Таможенные пошлины. Виды таможенных пошлин. Адвалорные, специфические и комбинированные пошлины, особые виды пошлин. Таможенный тариф, виды таможенных тарифов, принципы формирования таможенного тарифа. Количественные ограничения и административные ограничения - лицензирование, запреты. Технические барьеры, экономический и торгово-политический смысл. Практика применения в мире. Нормы ВТО в области применения количественных и административных ограничений. Защитные меры и меры по обеспечению добросовестной конкуренции цели и экономическое обоснование Меры, направленные на обеспечение добросовестной конкуренции в международной торговле. Антидемпинговые меры, антидемпинговые процедуры. Специальные защитные меры. Особенности применения инструментов торговой политики в условиях многосторонних обязательств. Последствия их применения для ведения бизнеса.
  • Сущность и роль конкуренции на современных рынках. Особенности глобальной конкуренции
    Конкуренция как экономическая категория. Основные предпосылки возникновения конкуренции в рыночной экономике. Рынок как конкурентная среда, взаимодействие спроса и предложения, рыночная цена. Эволюция теории конкуренции в науке. Совершенная конкуренция. Теории несовершенства рынка, основные модели рыночных структур. Конкуренция в бизнесе. Основные виды конкуренции (ценовая и неценовая, добросовестная и недобросовестная и др.). Классификация современных рынков, границы рынков, типология входных барьеров. Роль конкуренции в экономическом развитии. Монополия. Правовая защита конкуренции, антимонопольное законодательство. Конкуренция в международной торговле, роль торговой политики. Глобализация, формирование и функционирование глобального рынка. Технологии глобальной конкуренции. Конкуренция и сотрудничество.
  • Современный этап развития мирового хозяйства. Конкурентоспособность стран.
    Эволюция хозяйственной жизни, становление индустриальной и постиндустриальной систем, трансформация конкурентной среды. Нестабильность мировой экономики и ее влияние на конкуренцию. Новая экономика и глобальная конкуренция. Основные тенденции развития международного обмена и перспективы глобальной конкуренции. Глобализация и регионализация рынков. Иерархия конкурентоспособности. Научные подходы к управлению конкурентоспособностью, эволюция концепций конкурентных преимуществ. Инновации, как фактор формирования долгосрочной конкурентоспособности. Особенности понимания категории «конкурентоспособность страны», основные концепции. Методологические подходы к оценке конкурентоспособности стран. Рейтинговые оценки. Международная конкурентоспособность зарубежных стран и факторы, ее формирующие. Роль торговой политики в развитии конкурентоспособности страны. Россия в международных рейтингах. Стратегическая перспектива повышения международной конкурентоспособности РФ.
  • Характеристика торговой политики и условия ведения бизнеса стран Азии.
    Социально-экономическая ситуация, национальная специфика, основные приоритеты экономики стран Азии. Деловой климат. Благоприятные и отрицательны факторы для ведения бизнеса. Доступ на рынки товаров и услуг стран Азии. Политические и экономические предпосылки переориентации бизнеса на рынки стран Азии. Меры торговой политики, тарифного и нетарифного регулирования, торговые ограничения, применяемые во внешней торговле азиатских стран в отношении российских товаров. Новая роль Китая в мировой экономической системе: потенциал, тенденции и особенности современного развития, растущее значение как делового партнера России. Особенности коммерческо-предпринимательской деятельности на рынке Китая. Экономика, внешнеэкономические связи и деловая среда Индии.
  • Характеристика торговой политики и условия ведения бизнеса стран Америки.
    Экономика США: Роль государства в американской экономике. Политика невмешательства против вмешательства государства. Многосторонний, региональный и двусторонний подходы. Национальная экспортная инициатива США. Регулирование иностранных инвестиций в США. Американская торговая экспансия и интересы ТНК. Участие США в процедурах разрешения торговых споров ВТО. Внешняя торговля и глобальная экономическая политика США на современном этапе. Торгово-экономические отношения России с США и особенности коммерческо-предпринимательской деятельности на рынке США. Анализ действующих санкций и их влияние на российскую экономику. Особенности ведения бизнеса в Латинской Америке: угрозы и возможности для российских компаний. Современное экономическое развитие Бразилии, особенности экономической модели и бизнес-культуры, перспективные направления сотрудничества с Россией. Существующие интересы и перспективные направления развития бизнеса для российских компаний в Китае, Корее, Вьетнаме, Индии. Перспективные рынки стран Ближнего Востока.
  • Характеристика торговой политики и условия ведения бизнеса в ЕС.
    Основные этапы становления ЕС. Базовые договоры и их краткое содержание. Институты и механизм принятия решений. Общая характеристика основных направлений политики ЕС. Экономический и валютный союз ЕС. Значимость введения единой валюты евро. Современные проблемы развития европейской интеграции (кризис Еврозоны и меры по его преодолению, Брекзит, миграционный кризис). Возможные пути решений и перспективы развития интеграции. Инструменты торговой политики (таможенная политика и Единый таможенный тариф, основные принципы применения количественных ограничений, практика приме-нения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, техническое регулирование и применение санитарно-ветеринарных норм). Особенности использования инструментов торговой политики в отношениях ЕС с отдельными странами (США, Япония, Китай, страны Средиземноморья, страны АКТ, государства Латинской Америки. Торговая политика ЕС в отношении России. Анализ действующие санкции и их влияние на российскую экономику. Правительственные меры по минимизации последствий действия санкций и их влияние на ВЭД российских компаний.
  • Конкурентные стратегии и конкурентоспособность компании на мировых рынках. Государственная поддержка компаний-экспортеров.
    Международная конкурентоспособность компаний/бизнеса. Основные детерминанты, формирующие конкурентные преимущества бизнеса на современных рынках. Международный бизнес как явление в современном мировом хозяйстве. Уровни управления международной компании. Типология конкурентных стратегий и проблемы выбора конкурентной стратегии компании на внешнем рынке. Модификация цепочки создания стоимости. Методы оценки конкурентной среды, типология конкуренции, входные барьеры. Риски и неопределенности при выходе на внешние рынки, провалы рынка. Роль государства и особенности государственной поддержки в формировании конкурентоспособности компаний-экспортеров. Инструменты поддержки компаний и их реализация в современных условиях.
  • Особенности современных моделей формирования международной конкурентоспособности товаров/услуг.
    Товар/услуга как категория международного обмена. Жизненный цикл товара. Товарный портфель. Современные модели формирования конкурентоспособности товара на международных рынках. Значение маркетинга для успеха разработки и выведении на международный рынок нового товара. Цена товара, основные принципы ценообразования во внешнеэкономической деятельности. Бренд как инструмент формирования международной конкурентоспособности товара, его создание и поддержка. Методы дифференциальной, комплексной и интегральной оценки конкурентоспособности товара. Качество, как фактор успеха.
  • Влияние торговой политики на конкурентоспособность компаний. Реакция бизнеса на меры торговой политики.
    Влияние торговой политики на интересы национальных компаний, влияние торговой политики на конкурентоспособность иностранных компаний, влияние на связанные отрасли – компании отраслей-поставщиков и отраслей-потребителей. Внутренние инструменты управления бизнесом, в том числе, стратегические решения, цепочка стоимости и т.п.; внешние инструменты управления конкурентоспособностью (взаимодействие с другими компаниями, взаимодействие с властью)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Created with Sketch. Доклад
    Способность к комплексному и ситуационному анализу политических, социально-экономических и культурных процессов в международной среде, способность к анализу и синтезу
  • неблокирующий Created with Sketch. Участие в деловой игре
    Уверенное знание проблематики семинара; умение превращать информацию в знания, способность к эффективному устному общению; способность демонстрировать самостоятельное обучение, умение принимать решения в состоянии стресса; проявлять толерантность к различным мнениям во время обсуждения; навыки постоянного отслеживания передовых научных достижений в области своей специализации. Способность к эффективному поиску новейшей информации (в том числе в интернете); способность к оценке и классификации данных.
  • неблокирующий Created with Sketch. Практикум
  • блокирует часть оценки/расчета Created with Sketch. Экзамен
    Уверенное знание проблематики дисциплины, материала лекций, рекомендованной основной литературы
  • неблокирующий Created with Sketch. Участие в дискуссии на семинарах
    Уверенное знание проблематики семинара; умение превращать информацию в знания, способность к эффективному устному общению; способность демонстрировать самостоятельное обучение, умение принимать решения в состоянии стресса; проявлять толерантность к различным мнениям во время обсуждения; навыки постоянного отслеживания передовых научных достижений в области своей специализации. Способность к эффективному поиску новейшей информации (в том числе в интернете); способность к оценке и классификации данных.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Доклад + 0.2 * Практикум + 0.4 * Участие в деловой игре + 0.2 * Участие в дискуссии на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Маркетинг новых товаров : современные модели управления: учеб. пособие, Философова Т. Г., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Основы торговой политики и правила ВТО, Данильцев А. В., Данилова Е. В., 2005