2019/2020
Дополнительные главы функционального анализа
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается:
2-4 модуль
Преподаватели:
Галкин Олег Евгеньевич
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
116
Программа дисциплины
Аннотация
Место дисциплины в учебном плане. Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин профессионального цикла (вариативная часть). Изучается на 3-м курсе в 2-4 модулях. Изучение данной дисциплины базируется на знаниях и умениях, приобретённых в рамках курсов «Математический анализ» и «Линейная алгебра и геометрия». Для освоения дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями: знание курсов «Математический анализ» и «Вещественный анализ» в полном объеме; знание курса «Линейная алгебра и геометрия» в части, касающейся теории матриц и теории линейных пространств. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин: «Теория вероятностей»; «Математическая статистика»; «Математическая физика».
Цель освоения дисциплины
- освоение основных понятий и методов функционального анализа; создание теоретической базы для последующего обучения смежным математическим дисциплинам; обучение практическим навыкам при приближенном решении функциональных и интегральных уравнений.
Планируемые результаты обучения
- В результате освоения темы студент должен: знать основные положения теории линейных, метрических (в том числе нормированных и гильбертовых) и топологических векторных пространств; уметь применять методы функционального анализа при решении прикладных задач; иметь навыки использования методов функционального анализа при решении теоретических и прикладных задач.
- В результате освоения темы студент должен: знать основные положения теории линейных непрерывных функционалов и операторов в нормированных и топологических векторных пространствах; уметь применять методы функционального анализа при решении прикладных задач; иметь навыки использования методов функционального анализа при решении теоретических и прикладных задач.
- В результате освоения темы студент должен: знать основные положения теории неограниченных линейных операторов, дифференциального и интегрального исчисления в нормированных пространствах, теории линейных интегральных уравнений; уметь применять методы функционального анализа при решении прикладных задач; иметь навыки использования методов функционального анализа при решении теоретических и прикладных задач.
Содержание учебной дисциплины
- Метрические, линейные, нормированные, евклидовы, топологические векторные пространстваМетрические пространства. Линейные пространства. Нормированные пространства. Евклидовы и эрмитовы пространства. Ортогональные системы. Пространства L2 и Lp. Топологические векторные пространства.
- Непрерывные линейные функционалы и операторы, обобщённые функции, преобразование ФурьеНепрерывные линейные функционалы. Сопряжённые пространства. Обобщенные функции. Ограниченные линейные операторы в нормированных и евклидовых пространствах: норма оператора, обратный оператор, резольвента и спектр оператора. Сопряжённый к ограниченному линейному оператору. Преобразование Фурье.
- Линейные интегральные уравнения, дифференциальное и интегральное исчисление в нормированных пространствах, неограниченные линейные операторыЛинейные интегральные уравнения. Дифференциальное исчисление в нормированных пространствах – производные Гато и Фреше. Интегральное исчисление в нормированных пространствах – интеграл Бохнера. Неограниченные линейные операторы. Элементы теории неограниченных линейных операторов в нормированных и евклидовых пространствах: операторы с плотной областью определения, замкнутые и замыкаемые операторы, сопряжённый оператор, симметричные и самосопряжённые операторы.
Элементы контроля
- ЭкзаменЭкзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи до 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
- Домашние задания
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Дерр В.Я. - Функциональный анализ: лекции и упражнения (для бакалавров) - КноРус - 2019 - 461с. - ISBN: 978-5-406-02728-8 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/930497
- Дерр В.Я. - Функциональный анализ. Лекции и упражнения. Учебное пособие - КноРус - 2019 - 507с. - ISBN: 978-5-406-06376-7 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/930021
- Треногин В.А. - Функциональный анализ - Издательство "Физматлит" - 2007 - 488с. - ISBN: 978-5-9221-0804-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/59471
- Функциональный анализ, учебное пособие, 3-е изд., 206 с., Князев, П. Н., 2009
- Функциональный анализ. Лекции и упражнения, учебное пособие, 461 с., Дерр, В. Я., 2016
Рекомендуемая дополнительная литература
- Лебедев В.И. - Функциональный анализ и вычислительная математика - Издательство "Физматлит" - 2005 - 296с. - ISBN: 5-9221-0092-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/59277
- Функциональный анализ в примерах и задачах: учеб. пособие / Ревина С.В., Сазонов Л.И. - Ростов-на-Дону:Издательство ЮФУ, 2009. - 120 с. ISBN 978-5-9275-0683-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/556115
- Функциональный анализ и вычислительная математика, учебное пособие, 4-е изд., испр. и доп., 295 с., Лебедев, В. И., 2005