• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Культурно-исторические механизмы памяти

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 51.04.01. Культурология
Кто читает: Департамент общей и прикладной филологии
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Васильев Алексей Григорьевич
Прогр. обучения: Культурная и интеллектуальная история: между Востоком и Западом
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 52

Программа дисциплины

Аннотация

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с рассмотрением памяти, воспоминания, традиции, травмы, забвения и ностальгии в качестве социально- культурных явлений. Курс нацелен на анализ механизмов исторической динамики культуры, в том числе - процессов культурных трансферов в перспективе «memory studies» как современной трансдисциплинарной парадигмы социально-гуманитарного знания. Курс является важнейшим элементом подготовки данной МП, т.к. раскрывает значение памяти, традиции и культурного наследия в процессах взаимодествия культур Востока и Запада. Изучение курса опирается на материалы уже изученных студентами ранее курса «Историческая семантика образа в европейской культуре от Античности до Нового времени», «Культурное и интеллектуальное наследие между Востоком и Западом», а также на материалы параллельно изучаемых курсов «Историческая семантика образа в европейской культуре Нового времени», «История и методы исследования культуры», «История культурных контактов и трансферов идей между Востоком и Западом», «Современные проблемы культурологии». Курс также создает предпосылки для более успешного изучения следующих курсов «Современные теории культурных пространств», «Современная международная культурная политика», а также «Film, Images & Historical Interpretation in the 20th Century: The Camera Never Lies».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знать основные этапы формирования представлений о памяти как внеиндивидуальном явлении в европейской интеллектуальной культуре.
  • Знать основных представителей исследований коллективной/социально памяти 1920-30-х гг. и главные положения их концепций.
  • Знать основные внутри- и вненаучные предпосылки формирования memory studies.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные этапы формирования представлений о памяти как внеиндивидуальном явлении в европейской интеллектуальной культуре.
  • Знает основных представителей исследований коллективной/социально памяти 11920-30-х гг. и главные положения их концепций. Знает основные внутри- и вненаучные предпосылки формирования memory studies.
  • Знает основные внутри- и вненаучные предпосылки формирования memory studies.
  • Знает содержание понятий культурной и коммуникативной и культурной памяти, основные положения «истории памяти» как методологии анализа культуры.
  • Знать понятие «мест памяти» П.Нора и основные положения это концепции. Знать основные понятия и положения современных интерпретаций этого подхода.
  • Знать основные принципы анализа мемориального нарратива в нарратологии.
  • Знать соотношение понятий традиция и память. Знать содержание понятия «изобретенная традиция».
  • Знать понятие культурной амнезии и основные стратегии формирования забвения в культуре.
  • Знать категории ностальгии и рессентимента в культуре.
  • Знать категории пре- и ремедиации памяти, знать основные носители памяти и коммуникативные средства, используемые различными «культурами воспоминания».
  • Знать категорию травмы как инструмента культурологического анализа, знать содержание понятия постпамять.
  • Знать содержание проблемы соотношения памяти и истории.
  • Знать понятия исторической политики и политики памяти, а также этики памяти.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Память как социокультурное явление: интеллектуальная история формирования подхода.
    Память в религиозно-философских системах древности. Память в античной философии. Теология памяти в Средневековье. Возрождение. «Театр памяти», искусство памяти. Ностальгия по Античности и мемориальные практики. Модернизация и релексия о роли прошлого в жизни общества. Традиции и предрассудки в рефлексии эпохи Просвещения. Эпоха романтизма и дискурс памяти. Традиция, история прошлое в социально-гуманитарном знании «долгого XIX века». Начало ХХ века как «осевое время» memory studies. Гуго фон Хофмансталь о коллективной памяти.
  • Тема 2. Первые научные программы изучения коллективной/социальной памяти (Э.Дюркгейм, С.Чарновский, М.Хальбвакс, А.Варбург и др.).
    Первые научные программы изучения внеиндивидуальной памяти. Память в социологии религии Э.Дюркгема. «Коммеморативные ритуалы». С.Чарновский о роли прошлого в культуре. Герой как образ национально памяти. Концепция коллективной памяти М.Хальбвакса. Память образов А.Варбурга. Проект «Мнемозина». Культурноисторическая психология Л.С.Выготского о памяти как историко-культурном явлении. «Память жанра» М.М.Бахтина. Роль мифа в первобытно культуре у Б.Малиновского.
  • Тема 3. «Мемориальный бум» и формирование memory studies.
    Формирование дискурса традиции/наследия/исторического сознания/памяти в интеллектуально культуре второй половины ХХ в. «Традициология» Э.С.Маркаряна. Память в Московско-тартуской семиотической школе. Е.Шацкий о традиции. Д.Лоуэнталь о роли наслелия.Исследования исторического сознания в социологии и истории. Й.Йерушалки о механизмах еврейской памяти. Проект П.Нора. Э.Хобсбаум о традиции. Роль Я.Ассмана и А.Ассман в формировании современных исследований культурно памяти. Институциональное становление memory studies.
  • Тема 4. Концепция культурной памяти (Ян и Алейда Ассманы).
    Понятие культурно памяти Я.Ассмана. Черты культурно памяти. Культурная и коммуникативная память. «Функциональная» и «архивная память» А.Ассман.
  • Тема 5. Память и идентичность. «Места» и «узлы» памяти. «Воображаемые сообщества».
    Соотношение памяти и идентичности. Концепция «мест памяти» П.Нора. Проект «Места памяти» и его аналоги за пределами Франции. Критика подхода П.Нора. Постколониальная/посткоммунистическая ситуация и понятие «узлов памяти». М.Чаки о полифонической памяти. Память hard и память soft. А.Эткинд о специфике памяти Восточной Европы. «Воображаемые сообщества»: институты и «места» памяти как средства для работы воображения.
  • Тема 6. Память как нарратив. Структура нарратива памяти
    Нарративный характер идентичности. Роль нарративного анализа для изучения культурно памяти. «формальная социология памяти» Э.Зерубавеля. «Равнины» и «вершины» мемориального нарратива. Формирование сюжета мемориального нарратива и характер идентичности.
  • Тема 7. Традиция и память. «Изобретение традиций» в процессах культурной динамики.
    Понятие традиции в истории социально-гуманитарной мысли. Традиция как современный конструкт (Ф.Знанецкий, Е.Шацкий). Соотношение понятий традиции и памяти. Концепция «изобретенных традиций»: ее эвристичность и критика.
  • Тема 8. Память и забвение в культуре. Культурная амнезия.
    Взаимосвязь память и забвения. Творчески потенциал забвения в культуре. Ф.Ницше и Э. Ренан о социально-культурной роли забвения. Структурная амнезия. Типы забвения по П.Коннертону.
  • Тема 9. Память и эмоция (ностальгия и рессентимент в культурной динамике)
    Концепт ностальгии в европейской интеллектуальной культуре. С.Бойм о ностальгии и ее видах. Философская традиция анализа ресентимента. Ницше о ресентименте. М.Ферро о ресентименте в историческом сознании.
  • Тема 10. Носители памяти. Память и медиа (пре- и ре-медиатизация культурной памяти). «Культуры воспоминания».
    Виды носителей памяти. Память и медиа. Медийные революции и трансформации «культур воспоминания». Премедиация и ремедиация как концепты анализа культурной динамики памяти. Глобальные медиа и проблема глобальной памяти. Историзм vs презентизм.
  • Тема 11. Травма и триумф как экстремумы пространства коллективной памяти. Постпамять.
    Потенциал психоанализа для исследований культурной памяти. Травма и скорбь как концепты memory studies. Культурные механизмы травматизации идентичности. Триумф и травма в культурсоциологии Б.Гизена. Концепция постпамяти М.Хирш.
  • Тема 12. Память и история. Историография как форма культурной памяти.
    Национальная история как «национальный роман». Историческая наука как форма культурной памяти или ее противоположность. Национальная историографиянациональная память-национальная идентичность. «Национальный роман»: от конструкции к деконструкции. Национальные герои как «места памяти»/»образывоспоминания» (св. Патрик, Александр Невский, Жанна. де Арк). Глобализация памяти и ормы денационализации исторического нарратива.
  • Тема 13. Использование прошлого. Историческая политика/политика памяти. Этика памяти.
    Использование памяти в социально-политических целях. Память как политический ресурс. Идентификация и легитимация как основные функции памяти и источник ее политического значения. Конструирование памяти политическими элитами: пределы возможного. Конструктивизм и его критика в memory studies. Историческая ответственность, вина и покаяние. Этика и политика памяти. Травматическая память и политика. Холокост как глобальное «место памяти»
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Опросы на семинарах
  • неблокирующий Устный экзамен
    Экзамен проводится в устной форме с использованием синхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе ZOOM. К экзамену необходимо подключиться за (указать время) минут до начала. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf). Для участия в экзамене студент обязан: включить камеру и микрофон . Во время экзамена студентам запрещено: отключать камеру, отключать микрофон.Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается 20 секундный сбой связи. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается намеренное отключение микрофона и камеры. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.6 * Опросы на семинарах + 0.4 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • A companion to cultural memory studies: an international and interdisciplinary handbook // ed. by Astrid Erll, Ansgar Nünning, Sara Young. Berlin, New York: De Gruyter, 2008.
  • Assmann, A. (2006). History, memory, and the genre of testimony. Poetics Today, 27(2), 261–273. https://doi.org/10.1215/03335372-2005-003
  • Assmann, A. (2008). Transformations between History and Memory. Social Research, 75(1), 49. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=f5h&AN=32455564
  • Bennich-Björkman, L., & Kurbatov, S. (2019). When the Future Came : The Collapse of the USSR and the Emergence of National Memory in Post-Soviet History Textbooks. Stuttgart: Ibidem Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2117494
  • Denison, M. (2009). The Art of the Impossible: Political Symbolism, and the Creation of National Identity and Collective Memory in Post-Soviet Turkmenistan. Europe-Asia Studies, 61(7), 1167–1187. https://doi.org/10.1080/09668130903068715
  • Eder, J. S., Gassert, P., & Steinweis, A. E. (2017). Holocaust Memory in a Globalizing World. Göttingen: Wallstein Verlag. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1478240
  • Giesen, B., & Eisenstadt, S. N. (2016). Triumph and Trauma. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1106282
  • Gilbert, S., & Alba, A. (2019). Holocaust Memory and Racism in the Postwar World. Detroit, MI: Wayne State University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2172722
  • Hansen-Glucklich, J. (2014). Holocaust Memory Reframed : Museums and the Challenges of Representation. New Brunswick, New Jersey: Rutgers University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=716934
  • Hirsch, M. (2008). The Generation of Postmemory. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.93F3EB4B
  • Jenkins, H. (2006). Convergence Culture : Where Old and New Media Collide. New York: NYU Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1020918
  • Kansteiner, W. (2002). Finding Meaning in Memory: A Methodological Critique of Collective Memory Studies. History & Theory, 41(2), 179. https://doi.org/10.1111/0018-2656.00198
  • Lower, W., & United States Holocaust Memorial Museum. (2005). Nazi Empire-Building and the Holocaust in Ukraine. Chapel Hill: The University of North Carolina Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=158314
  • Nienass, B. (2013). Postnational Relations to the Past: A “European Ethics of Memory”? International Journal of Politics, Culture & Society, 26(1), 41–55. https://doi.org/10.1007/s10767-013-9137-8
  • Ott, B. L., Blair, C., & Dickinson, G. (2010). Places of Public Memory : The Rhetoric of Museums and Memorials. Tuscaloosa: University Alabama Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=420079
  • Shackel, P. A., Roby, J. R., & Starzmann, M. T. (2016). Excavating Memory : Sites of Remembering and Forgetting. Gainesville: University Press of Florida. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1002991
  • Shortt, L., Assmann, A., & Palgrave Connect (Online Service). (2012). Memory and Political Change. New York: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=412033
  • Sparks, C. (2018). Post-Communism, Democratisation and the Media: (Nearly) Thirty Years On. Javnost-The Public, 25(1/2), 144–151. https://doi.org/10.1080/13183222.2018.1423979
  • The Invention of Tradition // ed. by E. Hobsbawm, T. Ranger. Cambridge: Cambridge University Press, 2012
  • Thiel, Markus. European Identity and Culture : Narratives of Transnational Belonging, edited by Rebecca Friedman, Routledge, 2016. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=879691.
  • Tismăneanu, V. (2010). Coming to Terms with a Traumatic Past: Reflections on Democracy, Atonement, and Memory. History of Communism in Europe, 1, 15–20. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=30h&AN=82085611
  • Vansina J. Oral Tradition as History. Madison: The University of Wisconsin Press, 1985
  • Welch, S. (2011). The resilience of the nation state : cosmopolitanism, Holocaust memory and German identity. German Politics and Society, 29(3), 38–54. https://doi.org/10.3167/gps.2011.290303
  • Выготский Л. С. - ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 414с. - ISBN: 978-5-534-09445-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-iskusstva-437512
  • Дюркгейм, Э., & Юдин, Г. (2013). The dualism of human nature and its social conditions ; Дуализм человеческой природы и его социальные условия. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C7CD953A
  • Соколова М. В. - ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 113с. - ISBN: 978-5-534-10089-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-i-metodologiya-istorii-istoricheskaya-pamyat-437272

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Robert Blackwood, & John Macalister. (2019). Multilingual Memories : Monuments, Museums and the Linguistic Landscape. London: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2230136