• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Структура и функции рассказа, или что такое нарративный дискурс

Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 38

Программа дисциплины

Аннотация

Современные представления о языке помещают его в различные пространства человеческого существования: биологическое, психологическое, социальное. Если мы хотим разобраться в том, как язык функционирует – что необходимо для того, чтобы наша коммуникация приводила к успеху – мы должны рассматривать язык не как объект, но как деятельность. Деятельность, которая в огромной степени определяется контекстами, в которых она осуществляется. Рассказ – важнейший из видов этой деятельности. В нем совмещены обе задачи, которые стоят перед человеком в коммуникации – передать информацию и выразить свое отношение к ней. Бóльшую часть нашей жизни мы проводим, рассказывая и интерпретируя рассказы других. Мы будем рассматривать искусство убеждать, как умение балансировать между описанием и повествованием. Мы рассмотрим то, какими видами знаний – энциклопедическими, социокультурными, или личным опытом – пользуется говорящий, выстраивая свое повествование. Мы познакомимся с тем, как основополагающие принципы человеческого поведения руководят нами при создании рассказов. Принцип маршрутизации объясняет то, что именно войдет в наш рассказ, принцип приоритета влияет на то, какими языковыми конструкциями мы воспользуемся, принцип линеаризации объяснит то, как наше многомерное воспоминание о событии вытягивается в последовательность букв или звуков. Рассказ невозможен без Другого, поэтому каждый, кто пользуется языком, должен быть немножечко психологом. Мы обсудим, как строится динамическая модель текущего состояния сознания нашего адресата. Для того, чтобы уметь строить ее более осознанно и искусно мы познакомимся с принципом прагматического контроля, который регулирует взаимоотношения участников коммуникации и использование ими вежливостных стратегий.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Структура и функции рассказа, или что такое нарративный дискурс» является ознакомление студентов с тем, как основополагающие принципы человеческого поведения руководят людьми при создании рассказов и влияют на успешность или не успешность коммуникации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать ключевые понятия в области прагматики дискурса, межличностной коммуникации и дискурсивного анализа, основные положения современной нарративной теории и причины «нарративной революции».
  • знать классические и современные подходы к анализу историй и сторителлингу; основные подходы к анализу рассказов как в лингвистике и нарратологии, так и в более широком контексте гуманитарных дисциплин
  • уметь описывать различные типы рассказов; выделять и описывать основные жанровые схемы, компоненты и составляющие личных и бытовых рассказов; использовать полученные знания для анализа нарративного поведения;
  • использовать нарративный метод для широкого спектра исследований в гуманитарных и социальных науках; владеть основными методами нарративного анализа рассказов, методами проведения интервью с целью получения рассказов, навыками дискурсивной транскрипции.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Роль нарративов в человеческой истории, культуре и повседневной жизни. Основания и причины «нарратив-ной революции».
    Нарративы как инструмент исследования. Со-временные подходы к описанию коммуникативных взаимодействий. Теория воздействия и взаимодействия. Интеракционная социолингвистика как метод исследования.
  • Роль различных типов знаний в формировании общего пространства для создания и интерпретации личных рассказов.
    Лингвокультурные модели. Индивидуальный опыт и баланс общего и частного в рассказе.
  • Нарратив как дискурсивный жанр. Основные параметры типологизации рассказов
    Основные подходы к изучению нарративов. Компоненты и составные части рассказа. Параметры типологизации рассказов. Взаимодействие рассказчика и аудитории.
  • Жанровая схема Лабова и современные подходы интеракционистской социолингвистики
    Различные исследовательские проекты и кейсы, связанные с методом нарративного анализа.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашние задания
  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * домашние задания + 0.2 * контрольная работа + 0.3 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • De Fina, A., & Georgakopoulou, A. (2015). The Handbook of Narrative Analysis. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1060324
  • Hogan, P. C. (2011). The Cambridge Encyclopedia of the Language Sciences. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=400533
  • Johnstone, B. (2016). “Oral versions of personal experience”: Labovian narrative analysis and its uptake. Journal of Sociolinguistics, 20(4), 542–560. https://doi.org/10.1111/josl.12192

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Herman, L., & Vervaeck, B. (2019). Handbook of Narrative Analysis (Vol. Second edition). Lincoln: University of Nebraska Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2275179