• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2021/2022

Символика материальной культуры в пространстве мегаполисов

Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Кононенко Ростислав Вадимович, Логунова Ольга Сергеевна, Покровский Никита Евгеньевич
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Тема социальной символики материальной культуры тесно связана с анализом повседневности современных обществ. Целью данного раздела курса является практическое знакомство с социологическим анализом современной предметной среды: одежда, питание, жилище, техника в повседневной жизни, где фокусом является то, как в данных явлениях предметной среды объективируются социальные отношения, статусные различия, паттерны социальных взаимодействий и т.д. Изучаются культура порядка и беспорядка в современном городе; стратегии визуального анализа городской среды. Студенты смогут на основе анализа конкретных кейсов узнать мир современной культуры большого города, его социальные ритуалы и включенные в них материальные артефакты. Лекционные занятия ознакомят с основными теоретическими моделями и способами анализа. Практикумы позволят взглянуть на собственные повседневные действия и привычки с социологической точки зрения. Данный курс является третьим разделом майнора «В лабиринтах культуры: социологический путеводитель по современным обществам». Он развивает освоенные ранее положения социологии культуры, потребления, медиа и фокусирует внимание на материальных аспектах повседневной культуры и урбанистического образа жизни.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • получение систематизированных знаний о современных феноменах материальной культуры
  • изучение современных теорий урбанизма и материальной культуры
  • знакомство с навыками систематического наблюдения и рефлексии повседневного опыта
  • развитие навыков критического анализа социальных проблем
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основные современные социологические теории материальной культуры и урбанизма;
  • знать основные современные социологические теории материальной культуры и урбанизма;
  • знать основные современные социологические теории материальной культуры и урбанизма; – уметь применять социологические понятия и подходы к анализу явлений современной повседневной культуры мегаполиса; – иметь навыки (приобрести опыт) критического анализа социальных проблем и рефлексии повседневного опыта.
  • иметь навыки (приобрести опыт) критического анализа социальных проблем и рефлексии повседневного опыта
  • уметь применять социологические понятия и подходы к анализу явлений современной повседневной культуры мегаполиса;
  • – уметь применять социологические понятия и подходы к анализу явлений современной повседневной культуры мегаполиса;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Материальная культура, мир вещей как предмет социологического и антропологического анализа
  • «Тело в облачении одежд»: социально-знаковые функции культуры. Перспективы функционального анализа. Культурный материализм
  • Система питания как социальный ритуал и стереотип поведения. Структуралистский подход. Теория фреймов
  • Социальные взаимодействие в лабиринте жилища. Концепции стратификации и гендерных ролей. Концепция П. Бурдье
  • «Система вещей» и техника в контексте культуры. Концепция Ж.Бодрийяра. Акторно-сетевая теория
  • Город как социальный порядок
  • Метафоры города
  • Город как беспорядок: риски, бездомность, «невоспитанность» (incivility)
  • «Другие пространства» города
  • Городские виды и культурные практики
  • Принципы формирования общественного мнения: ключевые модели и интерпретации
  • Принципы функционирования лидеров мнений на рынке социальных медиа в России
  • Селебрити: основные концепции и подходы
  • Основные направления исследования селебрити
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменная работа
    Письменная работа, 2-3 тыс. слов
  • неблокирующий Групповой проект (презентация)
    Презентация в формате PowerPoint (не менее 7 слайдов) или тезисов выступления (500 слов)
  • неблокирующий Экзамен
    На экзамене нельзя пользоваться никакими материалами. В аудитории на столах - только бумага и (или) и ручка.
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Участие в обсуждении домашнего задания, пройденного материала, докладов других студентов
  • неблокирующий Письменная работа
    Письменная работа, 2-3 тыс. слов
  • неблокирующий Групповой проект (презентация)
    Презентация в формате PowerPoint (не менее 7 слайдов) или тезисов выступления (500 слов)
  • неблокирующий Экзамен
    На экзамене нельзя пользоваться никакими материалами. В аудитории на столах - только бумага и (или) и ручка.
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Участие в обсуждении домашнего задания, пройденного материала, докладов других студентов
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    Преподаватели оценивают работу студента на семинарских занятиях и два домашних задания. Оценки за эти виды работы влияют на итоговую (результирующую) оценку по дисциплине
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Социология : учебник для вузов, Фролов, С. С., 2003
  • Социология культуры : учеб. пособие для вузов, Ионин, Л. Г., 2004
  • Социология, Гидденс, Э., 2005
  • Социология, учебник, 432 с., Кравченко, А. И., Анурин, В. Ф., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Культурология, методическое пособие для модульного изучения курса, ГУ-ВШЭ, Нижегород. фил., каф. соц.-гуман. наук, 24 с., Гриднева, Е. А., 2001
  • Социология : учеб. пособие для вузов, Смелзер, Н., 1998