• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Современный театр и театральные системы прошлого

Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

С учетом того, что к настоящему моменту произошло существенное расширение представлений о синтетической природе театра и театральности (например, возможен театр без актеров – «Вещь Штифтера», реж. Хайнер Гёббельс), рассматриваются разные типы современного театра, а также возможные соотношения разных театральных форм в одном спектакле. Рассматриваются самые разнообразные театральные системы, как сложившиеся давно, так складывающиеся и сегодня – с учетом того, что они используются современным театром. При этом учитывается историческая смена художественных идей, проявляющихся многообразно в художественном контексте каждой эпохи в целом.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • На основе знакомства с историей театра, с различными видами современного театра сформировать у студентов культуру восприятия театрального действа, научить воспринимать и описывать разные сценические языки (устно и письменно), анализировать театральный спектакль.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Сравнивает способы создания условности в театральных системах разных эпох (например, 3 единства в понимании Аритотеля и классицистов). Анализирует фрагменты спектакля
  • Извлекает информацию из театральной программки и афиши спектакля. Описывает возможности представления одного драматургического произведения на сценических пространствах разного типа (античный театр, площадной театр, театр шекспировской эпохи, театр эпохи барокко и классицизма, классическая театральная сцена, пространство в иммерсивном спектакле.
  • Анализирует спектакль с точки зрения взаимодействия искусств: литературы, живописи, архитектуры, музыки, вокального искусства, искусства танца, пантомимы и др.
  • Анализирует спектакль с точки зрения литературного материала, сценографического решения и декорационного оформления ( моделирования театральной мебели и бутафории); с точки зрения постановочного освещения, музыкального оформления.
  • Анализирует высказывания о режиссуре К. Станиславского, М. Чехова, В.Мейерхольда, А. Эфроса, Ю.Любимова, П. Брука. Интервьюирует современных режиссеров (Семена Александровского, Дмитрия Волкострелова, Евгения Сафонова).
  • Описывает и анализирует сценографические решения Д.Л.Боровского. Анализирует сценографические решения следующих современных театральных художников: Лариса Ломакина (“Три сестры”, реж. К. Богомолов), Ксения Перетрухина (“Сказка о том, что мы можем, а чего нет», реж.Марат Гацалов,пьеса Михаила Дурненкова), Галя Солодовникова («Пастернак. Сестра моя – жизнь», реж. Максим Диденко)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Условная природа театра: конвенция со зрителем.
    Сценическая условность: cцена, занавес, рампа, актеры-персонажи, их значение. Знаковая / cемиотическая природа театра. Конвенция со зрителем. Философия об условной природе театра: Аристотель, Гегель, Сартр. Условность “реалистического театра”. К.С.Станиславский о “рутине” и “условиях сцены”. В. Брюсов о Художественном театре и соотношении реальности и условности в них. «Условность совокупность эксплицитных или имплицитных  идеологических и эстетических “предпосылок”, позволяющих зрителю правильно воспринимать представление; соглашение между автором и публикой, согласно которому первый сочиняет и ставит на сцене свое произведение в соответствии с известными нормами, принятыми вторым. Условность включает все,относительно чего сцена и зрительный зал должны прийти к согласию ради создания театрального вымысла и удовольствия, получаемого от драматической игры” (П. Пави. Словарь театра). "Горе от ума". Реж. В.Иванов, М. Царев (Малый театр, 1977) и "Горе от ума - Горе уму". Реж. Ю. Любимов (Театр на Таганке, 2007). Просмотр фрагментов. Анализ. “Фауст”. Театр им. Евг. Вахтангова. Реж. Евг. Симонов “Фауст”. Театр на Таганке. Реж. Ю.П. Любимов. Просмотр фрагментов. Анализ.
  • Ритуал посещения театра.
    Афиши, программки, буклеты. Сцена: виды сценического пространства. Проблема коммуникации со зрителем. «Контракт» театра со зрителем, его варианты. Когда театр выступает для публики слугой, когда — наставником, а когда — партнером? Как художники нарушают личные границы зрителей, и как к этому относиться? Мэттью Эйкерс , Джефф Дюпре. «Мария Абрамович: В присутствии художника» (2012). Просмотр фрагментов. Анализ.
  • Расширение представления о синтетической природе театра.
    Разные типы современного театра и возможные сочетания  разных театральных форм в одном спектакле. Интерактивный театр. Актуальное искусство перформанса и др. Виды современного театра. Граница между спектаклем и перформансом, которой, возможно, уже не существует. “Дочь, Отец и Гитарист” (1989). Просмотр фрагментов. Анализ. “Театр декораций” Пьетро ди Готтардо Гонзаго.  Декорации и машинерия. Хайнер Гёббельс. “Эстетика отсутствия”. “Вещь Штифтера”. Ромео Кастеллуччи. “Весна священная”. Просмотр фрагментов. Анализ.
  • Театр как коллективное искусство.
    Распределение ролей в процессе создания спектакля. Кто есть кто в театре. Эпоха просвещенных театралов. Проторежиссеры. “Театр декораций” Пьетро ди Готтардо Гонзаго. Декорации и машинерия. Хайнер Гёббельс. “Эстетика отсутствия”. Сп. “Вещь Штифтера”.Просмотр фрагментов. Анализ. Ромео Кастеллуччи. “Весна священная”. Просмотр фрагментов. Анализ.
  • Что такое режиссура? (в жанре публичного интервью)
    “Шесть персонажей в поисках автора” Л. Пиранделло и спектакль А. Васильева. Сопоставление пьесы и спектакля.
  • Как работает сценография?
    Язык сценографии. Обзор ярких сценографических решений. Сценографические решения Д. Л. Боровского и современных режиссеров.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий активность на занятиях, письменная работа 1, письменная работа 2, самостоятельная работа, рецензия
  • неблокирующий активность на занятиях
  • неблокирующий письменная работа 1
  • неблокирующий письменная работа 2
  • неблокирующий 'экзамен
  • неблокирующий Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * 'экзамен + 0.2 * активность на занятиях + 0.15 * письменная работа 1 + 0.15 * письменная работа 2 + 0.2 * Самостоятельная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • - Раппопорт С.Х. — От художника к зрителю. Проблемы художественного творчества - Издательство "Лань", "Планета музыки" - 2017 - ISBN: 978-5-8114-2723-9 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/97740
  • Берсенева, Е.В. История театра : практикум для обучающихся по специальности 52.05.01 «Актерское искусство», специализации «Артист драматического театра и кино», квалификация выпускника «Артист драматического театра и кино» / Е.В. Берсенева. - Кемерово : КемГИК, 2018. - 48 с. - ISBN 978-5-8154-0451-9. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1041140
  • Выготский Л. С.-ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА-М.:Издательство Юрайт,2019-414-Антология мысли-978-5-534-09445-9: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/psihologiya-iskusstva-437512
  • Егоров Б. Ф.-ОТ ХОМЯКОВА ДО ЛОТМАНА. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И КУЛЬТУРЫ 2-е изд. Учебное пособие для вузов-М.:Издательство Юрайт,2019-272-Бакалавр и специалист-978-5-534-07230-3: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/ot-homyakova-do-lotmana-istoriya-russkoy-literatury-i-kultury-442158
  • Коган П. С. ; Под ред. Дживелегова А.К.-ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО ТЕАТРА-М.:Издательство Юрайт,2019-173-Антология мысли-978-5-534-05840-6: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/ocherki-po-istorii-zapadnoevropeyskogo-teatra-441696
  • Станиславский К. С.-РЕЖИССУРА И АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО. ИЗБРАННЫЕ РАБОТЫ-М.:Издательство Юрайт,2019-355-Антология мысли-978-5-534-07266-2: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/rezhissura-i-akterskoe-masterstvo-izbrannye-raboty-437733
  • Экономика впечатлений. Как превратить покупку в захватывающее действие: Практическое пособие / Пайн Б.Д., Джеймс Х., Ливинская Н.А. - М.:Альпина Паблишер, 2018. - 384 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9614-6681-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003200

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Агратина Е. Е.-ТЕАТРАЛЬНО-ДЕКОРАЦИОННОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ БАРОККО. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-111-Бакалавр и магистр. Модуль-978-5-534-06010-2: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/teatralno-dekoracionnoe-iskusstvo-epohi-barokko-441727
  • Байкова Л. А.-ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО-М.:Издательство Юрайт,2019-122-Профессиональное образование-978-5-534-12527-6: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/osnovy-uchebno-issledovatelskoy-deyatelnosti-447730
  • Кизеветтер А. А.-ТЕАТР-М.:Издательство Юрайт,2019-93-Антология мысли-978-5-534-06747-7: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/teatr-442120
  • Кугель А. Р.-ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПОРТРЕТЫ-М.:Издательство Юрайт,2019-158-Антология мысли-978-5-534-07941-8: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/teatralnye-portrety-424007
  • Мандельштам Ю. В. ; Сост. Дубровина Е. М., Стравинская М.-СТАТЬИ И СОЧИНЕНИЯ В 3 Т. ТОМ 3. МУЗЫКА, ТЕАТР, ИСТОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ, ЖИВОПИСЬ, НАУКА-М.:Издательство Юрайт,2019-386-Антология мысли-978-5-534-05908-3, 978-5-534-05909-0: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/stati-i-sochineniya-v-3-t-tom-3-muzyka-teatr-istoriya-filosofiya-zhivopis-nauka-441513