• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Неканонические авторы и тексты от раннего Нового времени до XIX века

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 1-4 модуль
Преподаватели: Дроздова Дарья Николаевна, Резвых Петр Владиславович, Рузу Дойна-Кристина, Соколов Павел Валерьевич
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 80

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар строится по принципу проектного семинара. Перед студентами-участниками стоит задача не просто накопить знания, заучить даты или термины, а научиться проводить самостоятельные исследования, искать, читать и комментировать тексты, упражняться в академическом письме. В результате семинара должна родиться своего рода «энциклопедия неканонических авторов» в виде сайта, где основные разделы подготовлены студентами участниками семинара. Энциклопедия должна состоять из двух блоков: один блок посвящен самой проблеме канона в истории философии, другой блок - это небольшие обзорные статьи о разных авторах, в которых дается описание жизни и творчества автора, а также обосновывается, почему этот автор может быть интересен сегодня, чем он важен для философии и для нашего понимания философии. Также в каждом блоке/разделе должна быть приведена библиография по автору/проблеме, а также [опционально] приведены отрывки (переводы) из наиболее значимых текстов. Каждый студент за первый модуль должен выбрать некоторую тему или автора, которые станут его/ее исследовательской задачей на ближайший год. В ходе учебного года студент должен выполнить следующие работы: 1 этап (2 модуль): составить библиографию и список источников, сделать аналитические конспекты нескольких текстов из библиографии; 2 этап (3 модуль): написать краткую статью энциклопедического характера об авторе/проблеме, выбрать два-три отрывка из работ автора для перевода 3 этап (4 модуль): выполнить перевод отрывков, подготовить материал к публикации на сайте // Вместо переводов может быть подготовлена КР по соотвествующей теме // В каждом модуле часть занятий будет отводится на обсуждение текущей работы участников В ходе этих занятий студенты показывают, что было сделано за прошедший период времени, обсуждают текущие проблемы с преподавателем и другими студентами. Остальные занятия представляют мастер-классы, в ходе которых ведущий преподаватель знакомит студентов с методами чтения и интерпретации текстов, поиска источников и пр.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Выработать собственную аргументированную позицию по вопросу определения "значимого" и "незначимого" для истории философии
  • Овладеть навыками самостоятельно исследования, от выбора темы и библиографического поиска до подготовки итогового отчетного текста
  • Создать онлайн ресурс, на котором представлены исследовательские результаты проектного семинара
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет аргументированно обосновать значимость того или иного автора для истории философии.
  • Может выделять основные этапы формирования списка канонических авторов в преподавании философии от XVIII до XX веков
  • Умеет интерпретировать тексты, относящиеся к традиции "сакральной физики".
  • Умеет переводить на русский язык отрывки из текстов, относящихся к иной исторический и культурной традиции.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Модуль 1. Проблема канона в истории философии
    Раздел носит вводный характер. Разбирается процесс формирования канона в истории философии (списка авторов и тестов, считающихся великими и полагающихся к обязательному изучению). Обсуждаются критерии отнесения авторов к "великим философам", границы философии и других дисциплин, роль недооцененных авторов в истории философии.
  • Священная физика XVII – начала XVIII вв
    Блок П.В. Соколова будет посвящен так называемой «священной» или «библейской физике» XVII – начала XVIII вв. «Священная физика» принадлежит к числу давно вымерших дискурсов ученой культуры раннего Нового времени: активной фазе ее существования положило конец Просвещение, хотя краткий ее ренессанс – или, если угодно, Nachleben, – мы можем наблюдать в начале XIX в., когда она воскресла в облике некоторых экзотических версий романтической натурфилософии. Пик расцвета священной физики пришелся на период с середины XVI до середины XVIII столетия: в это время эта дискурсивная формация обретает поистине панъевропейский масштаб и становится особенно популярна среди протестантских авторов в самых разных странах – среди составителей священных физик мы находим, к примеру, чехов Яна Амоса Коменского и Яна Софрония Козака, шведа Карла Фредерика Менандера, датчанина Корта Аслаксена и даже молдавского господаря Деметрия Кантемира. Основанные на герменевтике Священного Писания физикотеологические проекты мы можем найти у авторов самых разных философских и естественнонаучных ориентаций: неоплатоника Роберта Фладда, картезианцев Яна Амерпула и Томаса Бернета, перипатетика Иоанна Зеизольда, эпонима собственной «химической философии» Парацельса, ньютонианца Уильяма Уистона и т.д. Слушателям семинара для перевода и комментария будет предложен один из наиболее выдающихся образцов «священной физики» - «Священная теория Земли» (Sacred Theory of Earth, Telluris theoria sacra) корреспондента Исаака Ньютона и одного из «прародителей» геологии Томаса Бернета (1635–1715), опубликованная в английской и латинской версиях с разницей в несколько лет и мгновенно приобретшая общеевропейскую популярность. Выбор именно этого текста для изучения на НИС представляется целесообразным потому, что в нем, как в капле воды, отразился весь интеллектуальный ландшафт Европы рубежа XVII – XVIII вв.: споры вокруг картезианской космогонии, полемики о статусе буквального смысла библейского текста и правомерности аллегорического его толкования, дискуссии о границах научного и литературного дискурса (неслучайно сам автор называет свой текст «физическим романом»). Таким образом, слушатели семинара получат возможность познакомиться с очень широким спектром проблем, имеющих отношение к истории философии, гуманитарных и естественных наук времен «Научной революции». URL источника: https://books.google.ru/books?id=pE1hAAAAcAAJ (англ. изд.) https://books.google.ru/books?id=_4o_AAAAcAAJ(лат. изд.)
  • Самостоятельные исследования одного из не-канонических авторов европейской философии от Нового времени до XIX века
    Работа производится в формате индивидуального исследовательского проекта
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Исследовательская работа
  • неблокирующий Дополнительные задания
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Оценка за 2 модуль (экзамен) выставляется в прямом соответствии с количеством баллов, заработанных за первые два модуля (если было заработано 6 баллов, то ставится оценка 6, и так далее)
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Система оценок представляет собой накопительную систему баллов. Баллы, заработанные на конец 4 модуля, переводятся в итоговую оценку по следующей системе: От 40 баллов и выше – 10; 36-39 баллов – 9; 32-35 балла – 8; 28-31 балл – 7; 24-27 балла – 6; 20-13 балла – 5; 16-19 баллов – 4; Ниже 16 баллов – 3;
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История философии : учеб. пособие для вузов, Васильев, В. В., 2008
  • История философии : учеб. пособие для вузов, Скирбекк, Г., 2003
  • История философии: Запад - Россия - Восток. Кн.2: Философия XV - XIX вв., Шичалин, Ю. А., 1996

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Marias, J. (2012). History of Philosophy. [N.p.]: Dover Publications. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1153756