• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Мемориальная культура

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 1 модуль
Преподаватели: Морозов Олег Владимирович
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 22

Программа дисциплины

Аннотация

Слушатели этой дисциплины познакомятся с основными способами, посредством которых форматируется коллективная и индивидуальная памяти в разных странах мира. Дисциплина предполагает как теоретические аспекты изучения памяти, так и обсуждение конкретных технологий "проработки" и увековечивания прошлого, применяющихся после Второй мировой войны. Мы поговорим о методологии memory studies; узнаем о таких понятиях, как "память", "забвение", "травма", "жертва" и "свидетель"; проанализируем связь между мемориальной культурой и исторической наукой; обсудим достоинства и недостатки разных форм коммеморации. В центре нашего внимания будет память о Холокосте, Второй мировой войне, гражданских войнах в США и Испании, колониальном прошлом таких европейских стран, как Великобритания, Франция и Бельгия. Прослушав эту дисциплину, студенты узнают, зачем государства используют прошлое в политических целях, нужен ли в современном мире национальный консенсус в отношении истории, как политика памяти соотносится со строительством гражданских институтов и почему историю все время приходится переписывать. Дисциплина рассчитана на студентов всех гуманитарных специальностей Вышки. Элементы контроля: устная работа на семинарах и одно эссе. Экзамена по дисциплине нет.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Научить студентов (1) пользоваться понятийным аппаратом memory studies; (2) анализировать разные типы/виды источников и научную литературу по мемориальной культуре; (3) оценивать слабые и сильные стороны разных видов политики памяти; (4) самостоятельно формулировать профессиональные доводы при обсуждении прошлого и его влияния на настоящее.
  • Познакомить студентов с основными механизмами и проблемами увековечивания и "преодоления" прошлого в США, Европе и России в XX – начале XXI в.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать (1) основные виды памяти и подходы к их изучению; (2) главные типы и виды источников, которыми пользуются специалисты по memory studies; (3) определения понятий "мемориальная культура", "политика памяти", "коллективная память", "жертва", "свидетель" и др.; (4) аргументы исследователей в спорах об изучении коллективной памяти;
  • знать (1) основные черты идеологий тоталитарных режимов второй четверти ХХ в.; (2) главные этапы истории евреев и причины их частой миграции; (3) ключевые составляющие европейского антисемитизма; (4) основные черты внутренней политики нацистов по отношению к евреям в 1933–1939 гг.; (5) обстоятельства появления трудовых лагерей и лагерей смерти на Восточном фронте; (6) главные события Холокоста и примерное число жертв — евреев, цыган, гомосексуалов, советских военнопленных и др.;
  • знать (1) основные этапы политики памяти в ФРГ; (2) современные черты немецкой мемориальной культуры и аргументы ее критиков; (3) роль европейских мемориальных законов о Холокосте в конструировании коллективной памяти ЕС; (4) теорию глобальной памяти о Холокосте и трудности ее имплементации; (5) проблемы признания коллективной вины за Холокост в странах Восточной Европы;
  • понимать (1) как устроены способы коммеморации Гражданской войны на Севере, Юге и в афро-американской общине США; (2) связь между памятью о Гражданской войне и борьбой за гражданские права; (3) причины появления и распространения белого супрематизма в США; (4) программу деятельности "The Lost Cause of the Confederacy", ее наследие в американских культуре и образовании и современные способы преодоления этого наследия; (5) аргументы противников и сторонников сохранения памятников кофедератам;
  • понимать (1) место Гражданской войны в коллективной памяти испанцев; (2) способы увековечивания памяти о войне при Ф. Франко; (3) как менялось отношение к Франко в Испании 1980-х — 2010-х гг.; (4) способы осмысления войны в современном кинематографе;
  • знать (1) основные типы европейских империй, их отличия; (2) ключевые характеристики колониализма; (3) общие черты нового империализма; (4) понятия "колониализм" и "деколонизация" в современных постколониальных исследованиях;
  • знать причины и общий контекст появления BLM и аналогичных ему движений; главные требования представителей BLM; аргументы оппонентов BLM; механизмы деколонизации памяти, предлагаемые BLM в разных странах (США, Великобритания, Бельгия и др.);
  • знать (1) способы инструментализации памяти о Второй мировой войне в современной российской политике памяти; (2) место Сталина в памяти о войне и памяти о победе; (3) отличия между государственной политикой памяти семейной памятью о войне; (4) способы изучения памяти о войне в научной литературе;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в memory studies
    История и память в гуманитарных дисциплинах. Виды памяти в memory studies: социальная, индивидуальная, глобальная, коммуникативная, культурная. Способы изучения памяти в гуманитарных науках. Споры о коллективной памяти в научной литературе. Понятийный аппарат memory studies. Политика памяти и мемориальная культура. Память и моральная ответственность. Роль государства и гражданского общества в создании мемориальной культуры. Новые теории памяти в начале XXI в.
  • Холокост и становление мемориальной культуры
    Тоталитарные идеологии ХХ в. Германия 1933—1939 гг.: цензура, пропаганда, расовые чистки. Жизнь евреев в Германии до войны. Начало Второй мировой войны. Холокост/Шоа: споры о терминах. Система нацистских концлагерей. Жертвы Шоа: евреи, цыгане, гомосексуалы и др. Шоа: проблема свидетельства и молчания. Политика памяти в ФРГ и ГДР в 1950-е — 1990-е гг. Процессы над надзирателями Освенцима. Сериал "Холокост" и реакция на него в Германии. 1968 г. в ФРГ и "преодоление" прошлого. "Спор историков": Ю. Хабермас и Э. Нольте. "Банальность зла": проблема вины и ответственности за Шоа у Х. Арендт. Законы о Холокосте во Франции, Германии и других странах. Шоа и лженаука: Д. Ирвинг против Д. Липштадт. Холокост как фундамент европейской коллективной памяти. Теория глобальной памяти о Холокосте. Критика политики памяти в современном Евросоюзе.
  • Вторая мировая война и историческая политика в России
    "Трудные вопросы" Второй мировой войны в России. Война и победа в современной российской политике памяти: политическая риторика, мемориальные законы, визуальный менеджмент, школьные учебники, музеи, иконы, плакаты, реклама и др. Место Сталина в памяти о Второй мировой войне. Российские мемориальные законы 2010-х гг. Семейная память о войне. Память о войне и моральная ответственность. Способы изучения памяти о войне в научной литературе: Н. Копосов, Д. Хапаева, С. Ушакин, А. Эткинд и др.
  • Гражданские войны и травматические воспоминания в США и Испании
    Рабство и его роль в появлении европейских колониальных империй. Рабство в США: Север и Юг. Рабство как фактор начала Гражданской войны в 1861—1865 гг. Победители и проигравшие: положение Юга после 1865 г. Расовая сегрегация и борьба за права человека в США ХХ в. Гражданская война в литературе, кинематографе, музейных экспозициях. Американская культура и влияние на нее идеологии "The Lost Cause of the Confederacy". Белый супрематизм и политика памяти в США 2000-х гг. Гражданская война в Испании: социалисты против фалангистов. Память о Гражданской войне в Испании второй половины ХХ в. "Преодоление прошлого" в Испании начала XXI в. Новый национальный нарратив в 2000-е гг. Память и кинематограф: осмысление Гражданской войны художественными средствами.
  • Деколонизация и память
    Определение колониализма и его главные черты. Роль рабства в становлении западных империй. Прямое и непрямое колониальное управление в Новое время. Новый империализм. Постколониальные и деколониальные исследования. Деколонизация европейской и американской истории. Память о колониализме в современных западных странах. История BLM и аналогичных ему движений в США, Великобритании и странах ЕС. Реакция на BLM в политических кругах и академическом мире. Память о колониальном прошлом и моральная ответственность.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.6 * Работа на семинарах + 0.4 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Assmann, A. (2006). History, Memory, and the Genre of Testimony. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3E7E9235
  • Assmann, A. (2008). Transformations between History and Memory. Social Research, 75(1), 49. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=f5h&AN=32455564
  • Blight, D. W. (2001). Race and Reunion : The Civil War in American Memory. Cambridge, Mass: Harvard University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=281960
  • Catherine Portuges. (2018). Kékesi, Zoltán. 2015. Agents of Liberation – Holocaust Memory in Contemporary Art and Documentary Film. Trans. Reuben Fowlkes. Budapest and New York: Central European University Press; Saint Helena, CA: Helena History Press. 221 pages. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CFF1AF43
  • Faust, D. G. (1979). A Southern Stewardship: The Intellectual and the Proslavery Argument. https://doi.org/10.2307/2712487
  • Jonathan Jansen, Achille Mbembe, André Keet, Brenda Schmahmann, Crain Soudien, Jaamia Galant, Jess Auerbach, Lesley Le Grange, Lis Lange, Mahmood Mamdani, Mlungisi Dlamini, Piet Naude, Shireen Motala, Ursula Hoadle, Yusuf Sayed, Tarryn de Kock, & Grant Parker. (2019). Decolonisation in Universities : The Politics of Knowledge. Wits University Press.
  • Levi, P., & Benedetti, L. de. (2017). Auschwitz Testimonies : 1945-1986. Cambridge, UK: Polity. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1619156
  • Marcuse, H. (2018). Holocaust Angst: The Federal Republic of Germany and American Holocaust Memory since the 1970s. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edssch&AN=edssch.oai%3aescholarship.org%2fark%3a%2f13030%2fqt4hw4z9f0
  • Martin Thomas. (2016). European Decolonization. Routledge.
  • Nicholas White. (2014). Decolonisation : The British Experience Since 1945: Vol. Second edition. Routledge.
  • Snyder, T. (2010). Bloodlands : Europe Between Hitler and Stalin. New York: Basic Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=953826
  • Snyder, T. (2015). Black Earth : The Holocaust As History and Warning. New York: Tim Duggan Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=926463

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Assmann, A. (2014). Transnational Memories. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D7305AE2
  • Assmann, A. (DE-588)121012700, (DE-576)160116279. (2007). Der lange Schatten der Vergangenheit : Erinnerungskultur und Geschichtspolitik / Aleida Assmann. Bonn: Bundeszentrale für Politische Bildung. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.274288982
  • Blight, D. W. (1993). `What will peace among the Whites bring?’: Reunion and race in the struggle over the memory of.. Massachusetts Review, 34(3), 393. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=f5h&AN=9401275675
  • Dekel, I. (2016). Subjects of memory? : On performing Holocaust memory in two German historical museums. Dapim; Studies on the Shoah, 30(3), 296–314. https://doi.org/10.1080/23256249.2016.1266990
  • Eder, J. S., Gassert, P., & Steinweis, A. E. (2017). Holocaust Memory in a Globalizing World. Göttingen: Wallstein Verlag. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1478240
  • Faust, D. G. (1981). The Ideology of Slavery : Proslavery Thought in the Antebellum South, 1830–1860. Baton Rouge: LSU Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=534487
  • Faust, D. G. (1990). Altars of Sacrifice: Confederate Women and the Narratives of War. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.89B3D6DB
  • Faust, D. G. (2008). This Republic of Suffering (Vol. 1st ed). New York: Vintage. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=723220
  • Faust, D. G., & Ayers, E. L. (1985). Southern Violence Revisited. https://doi.org/10.2307/2702411
  • Gilbert, S., & Alba, A. (2019). Holocaust Memory and Racism in the Postwar World. Detroit, MI: Wayne State University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2172722
  • Greindl, S., Probert, C., BrightSummaries.com, & Levi, P. (2015). If This Is a Man by Primo Levi (Book Analysis) : Detailed Summary, Analysis and Reading Guide. [France]: BrightSummaries.com. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1094284
  • Hansen-Glucklich, J. (2014). Holocaust Memory Reframed : Museums and the Challenges of Representation. New Brunswick, New Jersey: Rutgers University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=716934
  • Jaeger, S. (2020). The Second World War in the Twenty-First-Century Museum: From Narrative, Memory, and Experience to Experientiality. De Gruyter. https://doi.org/10.1515/9783110664416
  • Jan C. Jansen, & Jürgen Osterhammel. (2017). Decolonization : A Short History. Princeton University Press.
  • John D. Hargreaves. (2014). Decolonization in Africa: Vol. 2nd ed. Routledge.
  • Luis-Brown, D. (2008). Waves of Decolonization : Discourses of Race and Hemispheric Citizenship in Cuba, Mexico, and the United States. Duke University Press.
  • Murray, C. V. (DE-588)1164809830, (DE-627)1029636095, (DE-576)510069010, aut. (2020). Imperial dialectics and epistemic mapping from decolonisation to anti-Eurocentric IR Christopher Murray (London School of Economics and Political Science, UK).
  • Thomas, M., & Curless, G. (2017). Decolonization and Conflict : Colonial Comparisons and Legacies. Bloomsbury Academic.
  • Welch, S. (2011). The resilience of the nation state : cosmopolitanism, Holocaust memory and German identity. German Politics and Society, 29(3), 38–54. https://doi.org/10.3167/gps.2011.290303