• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Теория и механизмы государственного управления

Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Государственное и муниципальное управление
Язык: русский
Кредиты: 2
Контактные часы: 44

Программа дисциплины

Аннотация

Продолжение курса «Теория и механизмы государственного управления» базируется на изучении тематики регуляторной политики / оценки регулирующего воздействия. Программа данного блока прежде всего нацелена на развитие навыков практического использования подходов и инструментов, применяемых при проведении оценки регулирующего воздействия (Regulatory Impact Assessment / Analysis). В рамках предлагаемой учебной дисциплины также предполагается рассмотрение основных аспектов, связанных с поведенческим регулированием (Behavioural Insights Applied to Policy) и экспериментальными правовыми режимами (Temporary Legislation, Regulatory Sandboxes). Для семинарских занятий используются материалы Минэкономразвития России, аппарата Правительства РФ, а также материалы Европейской комиссии и ведущих nudge units стран ОЭСР.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с историей развития, методическими основами и лучшими практиками оценки регулирующего воздействия в странах ОЭСР, в ряде стран с переходной экономикой, в Российской Федерации, а также в наднациональных органах регулирования (Европейская комиссия, Евразийская экономическая комиссия)
  • Ознакомление студентов с лучшей существующей практикой, нормативными правовыми и методическими основами применения новых технологий государственного управления и регулирования в Российской Федерации
  • Развитие навыков практического использования подходов и инструментов, применяемых при проведении оценки регулирующего воздействия / измерения затрат на исполнение обязательных требований на примере материалов Минэкономразвития России и Подкомиссии правительства РФ по "регуляторной гильотине"
  • Формирование у студентов необходимых компетенций по применению различных методов государственного управления и регулирования
  • Ознакомления с новыми направлениями в регуляторике: (1) применение в отраслевой политике подходов поведенческой экономики / «подталкивания» (Behavioural Insights Applied to Policy/Nudge), (2) экспериментальные правовые режимы (regulatory sandboxes)
  • Подготовка студентов к использованию и оценке эффективности современных технологий государственного управления и регулирования
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать и использовать понятийный аппарат теории государственного и муниципального управления
  • Знать о современных направлениях развития методов государственного управления и уметь критически оценить перспективы их внедрения в определенной области
  • Иметь представление об основных проблемных сферах науки и практики государственного и муниципального управления
  • Обладать навыками поиска, обработки и анализа информации, необходимой для подготовки и обоснования управленческих решений, а также анализа проблем в области государственного управления и подготовки предложений по их решению
  • Обладать навыками работы с нормативными правовыми актами, научными текстами по теории государственного управления, информацией, размещаемой государственными органами
  • Освоить содержание основных управленческих технологий, используемых органами исполнительной власти
  • Получить навыки подготовки проектов решений, аналитических записок, заключений по представленным документам
  • Владеть навыками проведения и построения процедуры оценки регулирующего воздействия проектов НПА, оценки фактического воздействия действующих актов, а также навыками подготовки позиций бизнеса в рамках публичных консультаций (заочных – на Федеральном портале проектов НПА regulation.gov.ru, очных);
  • Владеть навыками проведения процедуры оценки регулирующего воздействия проектов НПА, оценки фактического воздействия действующих актов, а также навыками подготовки позиций бизнеса в рамках публичных консультаций (заочных – на Федеральном портале проектов НПА regulation.gov.ru, очных);
  • Владеть навыками проведения экономического анализа последствий принятия и реализации регуляторных актов (правоприменения).
  • Владеть навыками эффективного поиска данных для проведения оценки воздействия;
  • Знать методологию и основные методы оценки регулирующего воздействия, имеющийся зарубежный и российский опыт проведения оценки регулирующего воздействия, родственные подходы в области оценивания (оценка воздействия на конкуренцию и сектор МСП, оценка воздействия на окружающую среду, оценка воздействия на социальную среду / бедность / здравоохранение, технологическая оценка);
  • Знать роль оценки регулирующего воздействия в системе современного государственного управления в России и за рубежом.
  • Разбираться в концептуальных основах регуляторной политики государства.
  • Разбираться в принципах дерегулирования, их применения при реализации механизма "регуляторной гильотины"
  • Уметь использовать подходы и инструменты, применяемые при проведении оценки воздействия
  • Уметь проводить оценку потенциальных последствий регулирования при ограниченных объемах данных / ограниченном наборе источников;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Современные тенденции в государственном управлении и регулировании
  • Концептуальные основы регуляторной политики государства.
  • 2. Полномочия, функции и контрольно-надзорная деятельность государственных органов
  • Дерегулирование и расчистка правового поля как неотъемлемый этап перехода к «умному регулированию»
  • 3. Анализ видов контрольно-надзорной деятельности
  • Цели, принципы, виды и особенности внедрения оценки регулирующего воздействия и ретроспективной оценки
  • 4. Стратегическое планирование, государственные программы и проектные подходы в государственном управлении
  • Вариативность инструментов регуляторной политики и виды специализированных оценок воздействия
  • 5. Анализ государственных программ
  • Развитие и нормативное закрепление ОРВ и других инструментов регуляторной политики в странах ОЭСР
  • 6. Показатели результативности и оценка эффективности деятельности в государственных органах
  • Развитие, нормативное закрепление и опыт практического применения ОРВ и других инструментов регуляторной политики в странах с переходной экономикой
  • 7. Разработка показателей результативности деятельности гражданских служащих
  • Развитие и нормативное закрепление ОРВ и других инструментов регуляторной политики в наднациональных органах регулирования (Европейская комиссия, Евразийская экономическая комиссия)
  • 10. Управление и реформы государственной службы
  • Количественные и качественные методы оценки. Анализ качества оценки регулирующего воздействия
  • Аналитическое обеспечение ОРВ. Виды и особенности проведения публичных консультаций. Источники и данные
  • 8. Основы (механизмы) государственного регулирования в социальной сфере
  • Развитие, нормативное закрепление и опыт практического применения ОРВ, ОФВ и других инструментов регуляторной политики в России
  • 14. Регулирование и оценка делового климата
  • 11. Государственное регулирование в промышленности
  • 16. Государственное регулирование в сфере контрольно-надзорной деятельности
  • 12. Тарифное регулирование
  • 13. Государственное регулирование в сфере открытых данных
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Оценка Раздела 1
    Оценка раздела 1 рассчитывается по формуле: О раздела 1 = b1*О практические задания +b2*О презентация+ b3*О экзамен, где раздел 1 - темы 1-11. Весовые коэффициенты b1-bn определяются преподавателями по согласованию с академическим руководителем магистерской программы. В накопленную оценку раздела 1 входит оценка за выполнение практических заданий и работы на семинарах и оценка за самостоятельно подготовленную студентом презентацию с обобщением международного опыта и лучших практик государственного управления по выбранной студентом конкретной зарубежной стране. Экзамен проводится в письменном виде в виде развернутых ответов студента на два открытых вопроса.
  • неблокирующий Оценка Раздела 2
    Оценка раздела 2 рассчитывается по формуле: О раздела 2 = b1*О практические задания + b2*О онлайн компонента +b3*О экзамен, где раздел 2 – темы 12-16. Весовые коэффициенты b1-bn определяются преподавателями по согласованию с академическим руководителем магистерской программы.
  • неблокирующий Оценка Раздела 3
    Оценка раздела 3 рассчитывается по формуле: О раздела 3 = b1*О презентация + b2*О доклад + b3*О реферат + b4*О экзамен, где раздел 3 – темы 17-18. Весовые коэффициенты b1-bn определяются преподавателем по согласованию с академическим руководителем магистерской программы.
  • неблокирующий Групповой доклад на семинаре в форме PowerPoint-презентации
    В докладе (и затем в реферате) должны быть изложены / проанализированы следующие элементы: ● Общественная проблема, в связи с наличием которой проводилось государственное вмешательство; ● Формальные аспекты рассматриваемого кейса - когда и какой госорган разработал проект НПА; кто участвовал в общественных обсуждениях и т.п.; ● Почему был предложен этот способ регулирования / какие доказательства и расчеты приводились / были ли рассмотрены альтернативы? Можно ли сделать расчет стандартных издержек (информационных, содержательных) на исполнение обязательных требований? (необходимо самостоятельно подобрать данные из открытых источников) ● Был ли изучен международный опыт? (необходимо самостоятельно изучить международный опыт аналогичных регулирований) ● Какие основные аргументы / замечания высказаны участниками общественных обсуждений проекта НПА, убедительно ли на них отвечал регулятор? Что было учтено (частично учтено, не учтено)? ● Какие основные аргументы использовал уполномоченный орган (Минэкономразвития России в РФ) в заключении об ОРВ, какие данные и расчеты использовались, к каким итоговым выводам и рекомендациям он пришел? ● Собственные выводы: ⮚ критический анализ в части предложений регулятора и в части аргументов заключения. ⮚ какова судьба НПА (отвергнут, принят как есть, существенно переработан), втч есть ли информация о правоприменении после введения его в силу? Направлен ли он на «регуляторную гильотину» (в РФ)?
  • неблокирующий Подготовка реферата по материалам группового доклада на семинаре
    Реферат и презентацию от мини-группы необходимо - не позднее чем через 7 календарных дней после доклада – одновременно прислать по электронной почте в форматах MS Word / MS Power Point соответственно, по двум эл. адресам: преподавателю и учебному ассистенту.
  • неблокирующий Экзамен в письменном виде
    Продолжительность письменного экзамена для студента составляет от 45 до 60 минут (зависит от избранного формата). Письменный экзамен в очном формате выполняется в конце освоения дисциплины в присутствии преподавателя (к участию может привлекаться учебный ассистент). Студент отвечает либо проводит письменные расчеты по модели стандартных издержек, либо отвечает письменно на вопросы (multiple choice) и разбирает кейс. На экзамене допускается использование материалов кейса (предоставляется преподавателем). Письменный экзамен в дистанционном формате выполняется в конце освоения дисциплины на базе одного из электронных сервисов (zoom, ms teams итд) с участием преподавателя; к организации и проведению экзамена могут привлекаться сотрудники учебной части магистратуры, учебный ассистент, цифровой ассистент. Студент проводит письменные расчеты по модели стандартных издержек. На экзамене допускается использование материалов кейса (предоставляется преподавателем). В дистанционном формате исключается любая коммуникация между студентами в ходе экзамена в том числе - с использованием мессенджеров, личных сообщений в чате zoom и т.п. Ситуации, возникающие из-за проблем со связью (Интернетом), регулируются Порядком действий в случае возникновения технических проблем при проведении элементов контроля, в том числе с использованием прокторинга (Приложение 16 к Положению об организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», введено в силу Приказом НИУ ВШЭ от 19.10.2020 № 6.18.1-01/1910-13, утв. Ученым советом НИУ ВШЭ протокол от 09.10.2020 № 14).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2020/2021 учебный год 3 модуль
    0.35 * Оценка Раздела 2 + 0.4 * Оценка Раздела 1 + 0.25 * Оценка Раздела 3
  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
    0.4 * Экзамен в письменном виде + 0.3 * Групповой доклад на семинаре в форме PowerPoint-презентации + 0.3 * Подготовка реферата по материалам группового доклада на семинаре
  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.3 * Подготовка реферата по материалам группового доклада на семинаре + 0.3 * Групповой доклад на семинаре в форме PowerPoint-презентации + 0.4 * Экзамен в письменном виде
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Colin Kirkpatrick. (2006). Regulatory Impact Assessment. Chapters. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.h.elg.eechap.3330.11
  • Dunlop, C. A., & Radaelli, C. M. (2016). Handbook of Regulatory Impact Assessment. Cheltenham, UK: Edward Elgar Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1226441
  • Анализ и управление в государственных организациях, Рэйни [Рейни], Х. Дж., 2004
  • Анна Голодникова, Алексей Ефремов, Дмитрий Соболь, Даниил Цыганков, & Мария Шклярук. (n.d.). Регуляторная Политика В России: Основные Тенденции И Архитектура Будущего. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fregulyatornaya-politika-v-rossii-osnovnye-tendentsii-i-arhitektura-buduschego
  • Голодникова Анна Евгеньевна, & Цыганков Даниил Борисович. (2015). «Таргетирование» оценки регулирующего воздействия: международные подходы и российская практика. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8D5EB38A
  • Голодникова Анна Евгеньевна, Цыганков Даниил Борисович, & Юнусова Мария Александровна. (n.d.). Потенциал Использования Концепции «Nudge» В Государственном Регулировании. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.73946625
  • Карпова, П., & Цыганков, Д. (2012). Советы По Оптимизации Регулирования Как Неотъемлемый Компонент «Smart Regulation». Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A679BFB3
  • Социальная политика : учеб. пособие для вузов, Смирнов, С. Н., 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Impact assessment in legal studies. (2016). Edward Elgar. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.tilburguniversity.edu.publications.9bba6129.c6c2.41bd.b22d.655af551127d
  • Tsygankov, D. V. (DE-588)1140054562, (DE-627)898168546, (DE-576)275131572, aut. (2018). Regulatory policy in Russia smart suggestions, but poor implementation by Daniil Tsygankov, Higher School of Economics. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.515877859
  • Калинин Алексей Михайлович, & Дупан Анна Сергеевна. (2016). Финансово-Экономические Обоснования Законопроектов: Текущее Положение И Варианты Совершенствования. Вопросы Государственного и Муниципального Управления, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16898550