• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Немецко-, франко- и англоязычная феноменология

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 1-4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар в режиме медленного чтения фокусируется на развитии феноменологической философии во второй половине XX века, с акцентом на таких авторах как Герман Шварц, Ханс Блюменберг, Жан-Люк Марион, Марк-Ришир, Альфред Шюц. 4 модуля, преподаватели: проф. И.В. Кирсберг (1-й модуль), доц. Г.И. Чернавин (2-й модуль), доц. А.В. Михайловский (3-й модуль), доц. А.А. Веретенников (4-й модуль). Если первый и второй модуль раскрывают малоизученные аспекты философии уже хорошо известных отечественному читателю авторов (Брентано, Гуссерль, Сартр, Левинас), то следующие два модуля раскрывают идеи пока мало изученных в русскоязычном контексте философов (Шварц, Блюменберг, Марион, Ришир, Шюц). Модули будут также акцентировать разные языковые компетенции (навыки философского перевода с германских и романских языков). 1-й модуль (Австрия-Германия). В первом модуле будут показаны возможности феноменологии Гуссерля в понимании специфики сознания, обозначены альтернативные идеи Г. Шварца и отдельные связи этой феноменологии с Декартом, Кантом, Фихте, а также Брентано – не предусматривая её исторической реконструкции или панорамы немецкой мысли. Первый модуль показывает феноменологию Гуссерля проблемно – сквозь её недостатки не как познавательные провалы, а меру выполненного к дальнейшим исследованиям. 2-й модуль (Франция-Бельгия). Во втором модуле, в контексте классического учения Сартра о самообмане и феноменологии безличного опыта Левинаса, разбираются два противоположных друг другу принципа современной феноменологии Жан-Люка Мариона и Марка Ришира: чем больше редукции, тем больше/меньше данности. 3-й модуль (Германия). В третьем модуле разбирается проект Ханса Блюменберга на пересечении герменевтической феноменологии и философской антропологии, методологические аспекты его метафорологии, теории жизненного мира и философии религии. 4-й модуль (США). В четвёртом модуле будет систематически развернута панорама американской феноменологии с акцентом на феноменологию социального мира Альфреда Шюца. Предлагаемые НИС формы проектной работы: мастер-классы по философскому переводу, подготовка переводов философских статей и дайджестов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с идеями Шварца, Блюменберга, Мариона, Ришира, Шюца.
  • Развитие языковых компетенций: навыки философского перевода с германских и романских языков.
  • Знакомство с феноменологией Э.Гуссерля и проблемой спецификации эмоции и воли, обнаруживаемой посредством этой концепции.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знакомство с особенностями сознания
  • Понимание сути методологического спора между Ж.-Л. Марионом и М. Риширом.
  • Знакомство с проектом метафорологии и философской антропологии Блюменберга.
  • Понимание основным принципов феноменологической социологии Шюца.
  • Знакомство с методологией теоретических исследований сознания
  • Знакомство с возможностью развития классической феноменологии в связи с внекогнитивным пониманием эмоции и воли
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Феноменология Эдмунда Гуссерля
    В первом модуле курс показывает возможности феноменологии Гуссерля в понимании специфики сознания. Курс обозначает альтернативные идеи Г. Шварца (H. Schwarz) и отдельные связи этой феноменологии с Декартом, Кантом, Фихте, а также Брентано – не предусматривая её исторической реконструкции или панорамы немецкой мысли. Курс показывает феноменологию Гуссерля проблемно – сквозь её недостатки не как познавательные провалы, а меру выполненного к дальнейшим исследованиям. План вводных лекций. 1. Понимание сознания в качестве чистого Обоснование сознания как основы построения всеобщих познавательных данных (пафос mathesis universalis). Cосредоточенность на сознании посредством представления мира только как сознания (отказ от суждений о мире самом по себе, представление мира по особенностям сознания – эпохэ и редукция). Выявление интенционально-предметно-коррелятивной структуры мышления. Различение психического и логического. Стихийное распространение этой структуры на сознание в целом (сознание как мышление-познание). Недостижимость чистого сознания. 2. Уязвимость когнитивного понимания сознания Смешение логических, причинных и отчасти психических связей в представлении сознания по образцу мысли. Неудача локализации таких связей. Неудача различия синтетических и аналитических суждений по критерию формализации. Отсутствие мыслительной структуры в эмоционально-волевой области сознания (пример Г. Шварца). Логико-причинные и интенционально- временные смешения, гносеологическая иллюзия как основа когнитивного понимания сознания. 3. Особенности эмоционально-волевого как внекогнитивного Обоснование эмоции как потока чувственности: слитность содержания-переживания эмоции, нелокализуемость, непосредственность (проседание представлений и понятий, попавших в эмоцию, к чувственности), интенсивное, а не содержательное различие эмоций. Различие ощущений как не акта в познавательном и эмоциональном смысле. Обоснование воли как сильной эмоции: неизменность воли по интенсивности – невозможность слабой воли (замечания Н. Аха (N. Ach) и Г. Рорахера (H. Rohracher), непредметность воли – независимость её качества от цели, различение воли и деятельности. Совпадение особенностей воли и эмоции. Семинары I. 1. Самоданность в феноменологическом смысле (что это и способ её достижения). 2. Двойная трансценденция (её загадочность и смысл этого различения). Основа обнаружения такой трансценденции. 3. Проблематичность познания как трансцендентного. II. 1. Исключение трансценденции (редукция, соотношение редукции и эпохэ). 2. Различение психологического и феноменологического понимания сознания. 3. Двойное априори (смысл этого различения и как оно осуществляется). III. 1. Различение реельно и интенционально имманентного (смысл этого различения). 2. Трудность всеобщности познания в феноменологическом смысле. Имманентно реельное как ещё не всеобщее. 3. Всеобщность как сущность в феноменологическом смысле. IV. 1. Феноменологическое время: его отличие от объективного времени, способ его получения, его структура, его смысл в рассмотрении самоданностей. 2. Предметное как не данное реельно ввиду феноменологического времени. 3. Различение сущности и существования в феноменологическом смысле. V. Примеры распространения когнитивных признаков на сознание в целом (понимание Гуссерлем переживания и чувств и пр.). VI. Понимание эмоции в современной психологии 1. Структура эмоции. 2. Соотношение эмоции, познания и чувственности. 3. Объект эмоции и причинность. Влияние на это понимание феноменологии Гуссерля. Литература по всей части курса: Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая.общее введение в чистую феноменологию (любое издание, но в переводе А.В. Михайлова) – Тезис естественной установки и его выключение (п.27-32); Феноменологическая редукция (п. 56-62). Гуссерль Э. Идея феноменологии. Пять лекций. Спб: ИЦ Гуманитарная академия. 2006. (booksee.org/book/1335198) Гуссерль Э. Логические исследования. Исследования по феноменологии и теории познания. Т. III (1). М.: ДИК, 2001. – V. Об интенциональных переживаниях и их «содержаниях» (гл.1, гл. 2 п.15.). Гуссерль Э. Собрание сочинений. Т.1. Феноменология внутреннего сознания времени. М.: Гнозис, 1994. – Второй раздел. Анализ сознания времени (п.7-8). Фихте И.Г. Опыт нового изложения наукоучения // Фихте И.Г. Собрание сочинений в двух томах. Т.1.СПб: МИФРИЛ, 1993. – П.1-2. Кирсберг И.В. Феноменология в религиоведении: какой она может быть? Исследование религии только как сознания. М.: Прогресс-Традиция. 2016. – гл.1 (Феноменология и феноменология религии: каков общий идейный фон? Особ. с. 39-47).
  • Марион - Ришир
    (Франция-Бельгия) Во втором модуле, в контексте классического учения Сартра о самообмане и феноменологии безличного опыта Левинаса, разбираются два противоположных друг другу принципа современной феноменологии Жан-Люка Мариона и Марка Ришира: чем больше редукции, тем больше/меньше данности.
  • Блюменберг
    (Германия). В третьем модуле разбирается проект Ханса Блюменберга на пересечении герменевтической феноменологии и философской антропологии, методологические аспекты его метафорологии, теории жизненного мира и философии религии.
  • Шюц
    (США). В четвёртом модуле будет систематически развернута панорама американской феноменологии с акцентом на феноменологию социального мира Альфреда Шюца.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах (2 модуль)
  • неблокирующий Проверочная работа (2модуль)
  • неблокирующий Работа на семинарах (1 модуль)
  • неблокирующий Проверочная работа (1 модуль)
  • неблокирующий Работа на семинарах (3 модуль)
  • неблокирующий Работа на семинарах (4 модуль)
  • неблокирующий Проверочная работа (3 модуль)
  • неблокирующий Проверочная работа (4 модуль)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Oитог.2 = Опромежут.1*0.5 + Опромежут.2*0.5 Опромежут.1 = Ораб.сем.1 (от 2 и менее оценок)*0.5 + Опровер.р.1*0.5 или Опромежут.1 = Ораб.сем.1 (средн.арифм семинаров от 3 оценок) Опромежут.2 = Ораб.сем.2 (от 2 и менее оценок)*0.5 + Опровер.р.2*0.5 или Опромежут.2 = Ораб.сем.2 (средн.арифм. семинаров от 3 оценок)
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Oитог.4 = Оитог.2*0.5 + Опромежут.3*0.25 + Опромежут.4*0.25 Опромежут.3 = Ораб.сем.3 (от 2 и менее оценок)*0.5 + Опровер.р.3*0.5 или Опромежут.3 = Ораб.сем.3 (средн.арифм семинаров от 3 оценок) Опромежут.4 = Ораб.сем.4 (от 2 и менее оценок)*0.5 + Опровер.р.4*0.5 или Опромежут.4 = Ораб.сем.4 (средн.арифм. семинаров от 3 оценок)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Yudin, G. (2016). Sociology as a Naïve Science: Alfred Schütz and the Phenomenological Theory of Attitudes. Human Studies, 39(4), 547–568. https://doi.org/10.1007/s10746-016-9401-9
  • ЛЕБЕДЕВА НАТАЛЬЯ ДМИТРИЕВНА. (2016). От Феноменологии Тела К Изучению Форм Взаимодействия: Социологическое Прочтение Германа Шмитца. Социология Власти, 28(1).
  • Марион, Ж.-люк. (2007). О Белой Теологии Декарта. Вестник Русской Христианской Гуманитарной Академии, 8(2).
  • РИШИР МАРК, СОКОЛОВ РОМАН, & ЧЕРНАВИН ГЕОРГИЙ. (2016). Феноменология поэтического элемента (перевод Р. Соколова, ред. г. Чернавин ). HORIZON. Феноменологические Исследования, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16819134
  • Шюц, А., & Корбут, А. (2011). On multiple realities ; О множественности реальностей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Крюков, А. (2015). Единство Сознания: Трансцендентальное Я И/Или Интенциональное Самосознание?
  • Овчаренко, Н. М. (2019). Philosophy of metaphor and Blumenberg``s metaphorology ; Философия метафоры и метафорология Блюменберга ; Філософія метафори та метафорологія Блюменберга. https://doi.org/10.26565/2306-6687-2019-59-04