• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Сталинизм и национал-социализм: история, культура и память

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Преподаватели: Воронович Александр, Махалова Ирина Андреевна
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 54

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс посвящен анализу феномена становления и развития тоталитарных режимом на примере сталинизма (1928-1953) и немецкого национал-социализма (1933-1945). Мы рассмотрим, прежде всего, предпосылки возникновения данных режимов, а также их трансформацию на протяжении всего периода существования. Особое внимание будет уделено Второй мировой войне – центральном событии как ХХ века, так и истории этих стран, в частности. Мы подробно остановимся на тех факторах, которые позволяют современным историкам сравнивать эти режимы: преследование и уничтожение определенных групп населения, существование специальной системы лагерей, особая политика в области культуры и воспитания молодежи, а также видение роли женщины в сформировавшемся обществе. Помимо прочего, мы поговорим о том, какое место в современной культуре памяти обеих стран занимают эпизоды, связанные со сталинизмом и национал-социализмом, и как различные пути, по которым пошли СССР и Германия после Второй мировой войны, повлияли на формирование памяти. В рамках курса предполагается освоение историографических тенденций, которые также подвергались значительным изменениям в условиях переменчивости политической ситуации в мире.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • приобретение новых знаний и умений в области, отличной от профессиональной
  • анализ различных видов источников и их сопоставление
  • свободное ориентирование в историографии по теме курса
  • освоение навыков анализа письменных источников и визуальных репрезентаций по теме курса
  • освоение специальной терминологии и изучение конкретного фактического материала, посвященного истории сталинизма и национал-социализма
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент ориентируется в основных историографических тенденциях, относящихся к истории Холокоста
  • Студент может дать характеристику perpetrators studies и проанализировать современное состояние изучения данного направления в истории
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Сравнение "тоталитарных" режимов: методы и подходы
  • Первая мировая война и её последствия в Европе
  • Государственные структуры власти и политические лидеры
  • Идея о "новом человеке" в нацистской Германии и СССР
  • Гендерный вопрос и репродуктивная политика
  • Государственное насилие, репрессии и террор
  • Преследование и уничтожение еврейского населения, 1933-1945 гг.
  • СССР и Германия во Второй мировой войне
  • Память о сталинизме и национал-социализме в России и Германии
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий письменное домашнее задание
  • неблокирующий устный экзамен
  • неблокирующий две контрольные работы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * активность на семинарских занятиях + 0.2 * две контрольные работы + 0.2 * письменное домашнее задание + 0.3 * устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Alan Bullock. (2019). Hitler and Stalin : Parallel Lives. Vintage.
  • Alexander Vatlin, & Seth Bernstein. (2016). Agents of Terror : Ordinary Men and Extraordinary Violence in Stalin’s Secret Police. University of Wisconsin Press.
  • Alexopoulos, G. (2017). Illness and Inhumanity in Stalin’s Gulag. New Haven: Yale University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1494426
  • Arendt, H. (1973). The Origins of Totalitarianism. [Place of publication not identified]: Mariner Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1871784
  • Assmann, A. (DE-588)121012700, (DE-627)081029926, (DE-576)160116279, aut. (2007). Der lange Schatten der Vergangenheit Erinnerungskultur und Geschichtspolitik Aleida Assmann.
  • Bernstein, S. (2017). Raised Under Stalin : Young Communists and the Defense of Socialism. Ithaca: Cornell University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1610612
  • Douglas T. Northrop. (2004). Veiled Empire : Gender and Power in Stalinist Central Asia. Cornell University Press.
  • Edele, M. (2017). Stalin’s Defectors : How Red Army Soldiers Became Hitler’s Collaborators, 1941-1945. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1535698
  • Ėtkind, A. (2013). Warped Mourning : Stories of the Undead in the Land of the Unburied. Stanford University Press.
  • Fitzpatrick, S., & Geyer, M. (2009). Beyond Totalitarianism : Stalinism and Nazism Compared. New York, N.Y.: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=263477
  • Goldman, W. Z. (2002). Women at the Gates : Gender and Industry in Stalin’s Russia. Cambridge University Press.
  • Gregory, P. R., & Hoover Institution on War, R. and P. (2009). Terror by Quota : State Security From Lenin to Stalin: (an Archival Study). New Haven [Conn.]: Yale University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=278432
  • Halfin, I. (2000). From Darkness To Light : Class, Consciousness, & Salvation In Revolutionary. Pittsburgh, Pa: University of Pittsburgh Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=829148
  • Hellbeck, J. (2009). Revolution on My Mind : Writing a Diary Under Stalin (Vol. 1st Harvard University Press pbk. ed). Cambridge, Mass: Harvard University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=282814
  • Hellbeck, J., Bonfiglio, D., & Tauchen, C. (2015). Stalingrad : The City That Defeated the Third Reich: Vol. First edition. PublicAffairs.
  • Kattago, S. (2001). Ambiguous Memory: The Nazi Past and German National Identity : The Nazi Past and German National Identity. Praeger.
  • Kershaw, I. (2015). The Nazi Dictatorship : Problems and Perspectives of Interpretation (Vol. Bloomsbury Revelations edition). London: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1717406
  • Khlevni︠u︡k, O. V., & Favorov, N. S. (2015). Stalin : New Biography of a Dictator. New Haven: Yale University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=986624
  • Koonz, C. (2013). Mothers in the Fatherland : Women, the Family and Nazi Politics. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=573492
  • Mark Mazower. (2009). Dark Continent : Europe’s Twentieth Century. Vintage.
  • Wood, E. A. (1997). The Baba and the Comrade : Gender and Politics in Revolutionary Russia. Indiana University Press.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Adam Tooze. (2014). The Deluge : The Great War, America and the Remaking of the Global Order, 1916-1931. Penguin Books.
  • Alexis Peri. (2017). The War Within. Harvard University Press.
  • Golfo Alexopoulos. (2003). Stalin’s Outcasts : Aliens, Citizens, and the Soviet State, 1926–1936. Cornell University Press.
  • Graham, L. R. (1977). Science and Values: The Eugenics Movement in Germany and Russia in the 1920s. https://doi.org/10.1086/ahr/82.5.1133
  • Halberstam, M. (1999). Totalitarianism and the Modern Conception of Politics. Yale University Press.
  • Irina Gutkin. (1999). The Cultural Origins of the Socialist Realist Aesthetic : 1890-1934. Northwestern University Press.
  • Julia Timpe. (2017). Nazi-Organized Recreation and Entertainment in the Third Reich. Palgrave Macmillan.
  • Mark D. Steinberg. (2002). Proletarian Imagination : Self, Modernity, and the Sacred in Russia, 1910–1925. Cornell University Press.
  • Norman Davies. (2008). No Simple Victory : World War II in Europe, 1939-1945. Penguin Books.
  • Pine, L. N. N. (1996). Nazi family policy, 1933-1945.
  • Stephen Kotkin. (2014). Stalin : Waiting for Hitler, 1929-1941. Penguin Books.
  • Tumarkin, N. (2003). The Great Patriotic War as myth and memory. European Review, 4, 595.