• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Мастерство психологического консультирования

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Консультативная психология. Персонология
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к циклу психологических дисциплин, обеспечивающих подготовку по специальности 37.04.01 – психология, уровень магистра, является выборной дисциплиной подготовки по магистерской программе «Консультативная психология. Персонология» для специализации «Человекоцентрированный подход» Центра фундаментальной и консультативной персонологии департамента психологии НИУ ВШЭ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развитие способностей к психологическому консультированию в области социальной, образовательной, управленческой, политической и бизнес-деятельности
  • Развитие способностей к индивидуальному консультированию и психотерапии в области межличностных отношений, профориентации, планировании карьеры, личностного роста.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает и способен обращаться с содержанием консультативного процесса
  • Знает теоретические и практические основы и способен углублять консультативный контакт
  • Знает теоретические и исследовательские основы глубинных составляющих консультативного процесса
  • Знает и понимает теоретические и исследовательские основы, преимущества и трудности интеграции консультативных подходов
  • Знает теоретические основы изменения человека и его жизненного мира
  • Знает о типичных трудностях начинающего консультанта и осведомлен о способах совладания с ними
  • Понимает базовые компоненты мастерства психологического кон-такта
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Базовые компоненты мастерства психологического контакта
    Общее представление о мастерстве психологического консультирования. Связь мастерства с теоретической платформой консультанта, ситуацией консультирования, особенностями клиента и самого консультанта. Присутствие и его компоненты. Присутствие консультанта как способность аутентично «быть с клиентом». Присутствие консультанта как «фасилитация» (К. Роджерс) и «катализация» (Э. Медоус) процесса движения клиента к разрешению проблемы. Коммуникативные уровни в консультировании и повседневном общении. Шкала межличностного давления в консультировании
  • Тема 2. Обращение с консультативным содержанием
    Понятие «параллелирования» применительно к консультированию. Тематическое па-раллелирование. Параллелирование чувств. Параллелирование рамок. Параллелирование ло-куса.
  • Тема 3. Углубление консультативного контакта
    Углубление консультативного контакта
  • Тема 4. Глубинные составляющие консультативного процесса
    Глубинные составляющие консультативного процесса
  • Тема 5. Возможности и проблемы интеграции консультативных подходов
    Возможности и проблемы интеграции консультативных подходов
  • Тема 6. Личностные характеристики эффективного консультанта
    Личностные характеристики эффективного консультанта
  • Тема 7. Типичные трудности начинающего консультанта
    Типичные трудности начинающего консультанта
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещение
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Выступление на семинарах
  • неблокирующий Экзамен
    .Первая пересдача - преподавателю. Вторая - комиссии. Комиссией используются следующие критерии оценки ответа студента: полнота ответа на вопрос, самостоятельность при ответе на вопрос, точность в ответе на поставленные вопросы. КИМы - в учебном офисе.
  • неблокирующий Посещение
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Выступление на семинарах
  • неблокирующий Экзамен
    .Первая пересдача - преподавателю. Вторая - комиссии. Комиссией используются следующие критерии оценки ответа студента: полнота ответа на вопрос, самостоятельность при ответе на вопрос, точность в ответе на поставленные вопросы. КИМы - в учебном офисе.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Выступление на семинарах + 0.25 * Посещение + 0.25 * Экзамен + 0.25 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Индивидуальное и семейное психологичекое консультирование, Алешина, Ю. Е., 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bugental, J. F. T., Pierson, J. F., & Schneider, K. J. (2015). The Handbook of Humanistic Psychology : Theory, Research, and Practice (Vol. 2nd ed). Thousand Oaks: SAGE Publications, Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=746792