• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Культура стран романо-германского ореола

Направление: 45.04.02. Лингвистика
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Прогр. обучения: Иностранные языки и межкультурная коммуникация
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина представляет собой страноведческое продолжение основных курсов по вторым языкам (итальянскому, испанскому, немецкому). Владение предполагаемыми программой компетенциями позволит выпускнику - осуществлять неподготовленное общение с носителями языка по темам из области истории и культуры Германии/ Италии/ Испании; - делать сообщения по широкому кругу тем, касающихся как исторических событий, так и разных сфер культуры (театр, музыка, киноискусство, изобразительное искусство), а также традиций, обычаев, реалий. - понимать содержание текстов, затрагивающих проблемы общественно-исторического и культурного развития Германии/ Италии/ Испании. Одновременно с основным курсом изучается онлайн курс.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основной целью Программы «Культура стран романо-германского ореола» является формирование как общекультурных компетенций (владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14); способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15)), так и коммуникативной компетенцией и ее составляющей - социокультурной компетенцией, в основе которой лежит совокупность знаний о реалиях страны изучаемого языка и национально-культурных особенностях социального и речевого поведения носителей языка.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • - владеет общей информацией о ранних поселениях Иберийского полуострова
  • -владеет информацией об основных этапах исламского влияния на территории Испании
  • -знает основные факторы, способствующие развитию городов и формированию регионов Испании в XII-XV веках
  • -знает основные факторы и этапы формирования Испанской империи
  • -знает основные причины распада колониальной империи
  • -знает причины экономического роста и демографических изменений
  • -знает причины и итоги гражданской войны в Испании
  • -знает причины падения режима Франко
  • -умеет объяснить разделение властей в Испании -знает основные политические партии Испании -владеет информацией о выборной системе
  • -знает основные отрасли производства Испании -умеет описать современное состояние экономики Испании -владеет информацией о новейших отраслях экономики и стратегиях устойчивого развития
  • -знает основные государственные праздники Испании -умеет описать актуальную демографическую ситуацию в Испании -владеет информацией о системе образования Испании
  • -знает основные периоды развития литературы Испании -умеет описать характерные черты каждого периода -владеет информацией про важнейших представителей каждой эпохи
  • -знает основные периоды развития изобразительного искусства Испании -умеет описать характерные черты каждого периода -владеет информацией про важнейших представителей каждой эпохи
  • -знает основные периоды развития музыки и театра Испании -умеет описать характерные черты каждого периода -владеет информацией про важнейших представителей каждой эпохи
  • умеет рассказывать о географическом положении Германии и ее ландшафтных зонах
  • знает особенности климата
  • владеет общей информацией о германских племенах в начале нашего летоисчисления
  • умеет рассказать о противостоянии германских племен римлянам, битве в Тевтобургском лесу, о влиянии римлян на германцев
  • знает об образовании Франкской империи и начале становления немецкой нации
  • знает о роли франкского короля Карла Великого. основных
  • умеет назвать причины распада Франкской империи в эпоху правления потомков Карла Великого
  • знает о борьбе центральной власти (короля) с местничеством (князья, духовенство)
  • умеет рассказать о зарождении рыцарства, знает его позитивную и негативную роль в немецкой истории
  • владеет информацией о городских ремесленных цехах и торговых гильдиях
  • умеет охарактеризовать периоды гуманизма и Ренессанса в Германии
  • знает понятие и суть абсолютизма как государственного строя и умеет рассказать об эпохе раздробленности Германии
  • знает особенности предреволюционной ситуации в Германии во второй половине 19 в.
  • умеет рассказать о Берлине - как центре революционного движения в 1848 г.
  • знает особенности периода индустриализации Германии и умеет рассказать о начале рабочего движения в Германии
  • знает особенности развития Европы в начале 20 в и умеет рассказать о борьбе держав за раздел мира
  • умеет описать ситуацию в Германии осенью 1918 г. и знает основные факты о матросском бунте в Германии
  • умеет рассказать об основании национального собрания в 1919 и знает о принятии конституции Веймарской республики
  • знает суть национал-социализма, его основных идей и умеет рассказать о приходе Гитлера к власти
  • умеет рассказать о решении антигитлеровской коалиции и умеет сообщить о Потсдамской конференции, ее постановлениях в отношении оккупационных зон и путях их исполнения
  • знает основные события 50-летней истории ФРГ
  • умеет описать события, предшествующие объединению Германии
  • умеет рассказать о федеральных землях  географическое положение, площадь, население  история  герб  современная ситуация  столица, крупные города и их достопримечательности
  • - умеет рассказывать о географическом положении Германии и ее ландшафтных зонах - знает особенности климата
  • - владеет общей информацией о германских племенах в начале нашего летоисчисления - умеет рассказать о противостоянии германских племен римлянам, битве в Тевтобургском лесу, о влиянии римлян на германцев - знает об образовании Франкской империи и начале становления немецкой нации - знает о роли франкского короля Карла Великого. основных - умеет назвать причины распада Франкской империи в эпоху правления потомков Карла Великого
  • - знает о борьбе центральной власти (короля) с местничеством (князья, духовенство) - умеет рассказать о зарождении рыцарства, знает его позитивную и негативную роль в немецкой истории - знает о крестовых походах 11-13 вв., умеет назвать их причины и следствия - владеет информацией о городских ремесленных цехах и торговых гильдиях - Handwerkerzünfte und Kaufleutegilden. Die Hanse
  • - умеет охарактеризовать периоды гуманизма и Ренессанса в Германии - знает понятие Реформации - умеет рассказать о деятельности Мартина Лютера - знает причины крестьянской войны 1525, ее основные моменты и последствия - владеет информацией о причинах 30-летней войны, ее основных моментах и последствиях
  • - знает понятие и суть абсолютизма как государственного строя - умеет рассказать об эпохе раздробленности Германии - владеет информацией о Бранденбург-Пруссии - зарождение и рассвет немецкого княжества (1640-1688) - знает понятие и основные черты эпохи Просвещения в Германии - знает особенности становления Пруссии как великой империи в период правления Фридриха Великого
  • - знает особенности предреволюционной ситуации в Германии во второй половине 19 в. - умеет рассказать о Берлине - как центре революционного движения в 1848 г. - знает особенности международной ситуации в середине 50 гг.19 века. - знает основные моменты образования империи в период правления Отто фон Бисмарка в 1871 г. - умеет описать внутреннюю и внешнюю политику Бисмарка
  • - знает особенности периода индустриализации Германии - умеет рассказать о начале рабочего движения в Германии - умеет проанализировать позицию К. Маркса в отношении рабочего вопроса - рассказывает о рабочих союзах и профсоюзах как основы рабочих партий в Германии - знает принципы основания первых рабочих партий Лассаля и Бебеля. - владеет информацией о основании и развитии партии СДПГ
  • - знает особенности развития Европы в начале 20 в - умеет рассказать о борьбе держав за раздел мира - владеет информацией о кризисе на Балканах - умеет описать повод, начало, протекание войны - умеет рассказать о Версальском мирном договоре 28.07.1919
  • - умеет описать ситуацию в Германии осенью 1918 г. - знает основные факты о матросском бунте в Германии - умеет назвать причины падения немецкой империи и его последствия
  • - умеет рассказать об основании национального собрания в 1919. - знает о принятии конституции Веймарской республики - может назвать причины путча и его последствия - знает о причинах экономического кризиса 1929. - умеет описать причины падения Веймарской республики
  • - знает суть национал-социализма, его основных идей - умеет рассказать о приходе Гитлера к власти - знает подробности фашистской агрессии периода до 1939 (интервенция в Испании, присоединение Австрии, Мюнхенское соглашение, захват Чехословакии) - умеет описать основные моменты нападения фашистской Германии на Советский Союз - знает об основных сражениях Второй мировой войны и о падении третьего рейха
  • - умеет рассказать о решении антигитлеровской коалиции - умеет сообщить о Потсдамской конференции, ее постановлениях в отношении оккупационных зон и путях их исполнения - описывает возникновение ГДР и ФРГ.
  • - знает основные события 50-летней истории ФРГ
  • - знает основные события истории ГДР с момента основания до 1989 г.
  • - знает об особенностях отношений между ГДР и ФРГ в период с 1949 по 1989
  • - умеет описать события, предшествующие объединению Германии
  • - знает о внутриполитических проблемах объединенной Германии
  • - умеет описать значение объединения Германии в аспекте международных отношений
  • - умеет рассказать о федеральных землях  географическое положение, площадь, население  история  герб  современная ситуация  столица, крупные города и их достопримечательности
  • - умеет изложить суть понятия «Федерализм в области культуры» - умеет рассказать об особенностях политической координации деятельности федерации в области культурной политики (госминистр по делам культуры) - знает о федеральном фонде культуры и его функциях
  • - умеет рассказать о новых тенденциях в литературе после 1945 до настоящего времени - знает особенности - Zwischen Sozialkritik und Konkreter Poesie. - Die 68-er Jahre. - Die Literatur in der BRD. - Neue Tendenzen. - Literaturpreise. - Buchmesse.
  • - умеет рассказать о новых тенденциях в области изобразительного искусства после 1945 до настоящего времени (новое германское чудо) - современные деятели культуры
  • - знает основные этапы развития немецкого театра - современная театральная сцена - современные фестивали - современная музыкальная культура
  • -знает основные тенденции в современном немецком киноискусстве - умеет рассказать о киноискусстве в ГДР - умеет описать современные тенденции в немецком кино - умеет рассказать о современных кинофестивалях
  • - умеет рассказать о наиболее значимых праздниках Германии  Рождество  Пасха  Карнавал  Октоберфест
  • - повторение материала по теме
  • - умеет рассказать о завоевании полуострова римлянами и распаде Западной Римской империи
  • -знает о принятии христианства в Испании
  • -знает основных представителей исламских династий
  • -умеет описать политическое и социальное устройство королевство Кастилия
  • -владеет информацией об основных исторических личностях данного периода
  • -умеет описать территориальные границы Испанской империи
  • -владеет информацией об основных исторических деятелях периода Испанской империи
  • -владеет информацией об основных исторических личностях XVIII-XIX вв.
  • -умеет объяснить цель и результат реформ XVIII-XIX вв.
  • -умеет описать основные этапы индустриализации
  • - владеет информацией об основных исторических личностях XIX-XX вв.
  • -умеет описать основные этапы гражданской войны
  • -владеет информацией об основных исторических деятелях периода гражданской войны в Испании
  • -умеет объяснить суть главных реформ середины XX - начала XXI вв.
  • -владеет информацией об основных исторических личностях середины XX - начала XXI вв.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1 Испания в древности
    Купцы и ранние поселения на востоке Средиземноморья. Кельты. Римская Испания. Распад Западной Римской империи. Христианство. Готская Испания.
  • Тема 3 Рождение Кастилии
    Лас-Навас-де-Толоса. Развитие городов. Воинствующая церковь. Военные ордена. Церковь и монархия. Фердиданд III и Хайме I. Королевство Арагон. Экономический и демографический спад. Кризис XV века. Королевство Кастилия. Союз Кастилии и Арагона. Завоевание Гранады в 1492 году. Изгнание евреев. Колумб и Америка.
  • Тема 2 Исламские завоеватели
    Завоевание территорий Испании. Социальная интеграция христианства и ислама. Династия Омейядов. Подъем христианской Испании. Падение Толедо в 1085 году. Достижения христиан в XII веке.
  • Тема 4 Испанская империя
    Карлос I. Восстание комунерос в Кастилии. Восстание Эрманий в Валенсии. Война с Франциском I. Восстановление порядка в Кастилии. Победа над Франциском I и королевская свадьба. Севилья и торговля в Атлантике. Цена империи. Распространение грамотности и географическая мобильность. Конец испанского господства в Европе. Война за испанское наследство (1702-1714).
  • Тема 5 Конец колониальной империи
    Установление новой династии: Филипп V Бурбон. Восстановление экономики. Колониальные войны. Карлос III. Отношение с Британией. Пределы реформизма Бурбонов. Хлебные бунты (1766). Изгнание иезуитов. Граф Флоридабланка. Война против французской революции. Война с Британией. Война за независимость против Наполеона. Конституция 1812 года. Фердинанд VII «Желанный». Независимость американских колоний. Испанский либерализм. Пересмотр системы власти. «Славная сентябрьская революция» (1868).
  • Тема 6 Испания в конце XIX – начале XX века.
    Начало индустриализации. Причины экономического роста. Демографические изменения, географическая и трудовая мобильность. Кризис 1917 г. Дон Мигель Примо де Ривера.
  • Тема 7 Гражданская война и ее последствия
    Всеобщие выборы 16 января 1936 года и Народный фронт. Причины гражданской войны, ход, итоги. Дон Франциско Франко Баамонде.
  • Тема 8 Современная Испания
    Конец франкизма. Адмирал Карреро Бланко. Дон Хуан Карлос I Бурбон. Конституция 1978 года.
  • Тема 9 Политика
    Политическое устройство Испании. Избирательная система. Политические партии. Роль государства и ветви власти. Место Испании в Европейском Союзе и мире.
  • Тема 10 Экономика
    Основные отрасли экономики. Продукты экспорта.
  • Тема 11 Общество
    Эволюция испанского общества. Структура демографии Испании. Изменение роли семьи. Система образования. Проблема безработицы.
  • Тема 12 Литература
    Основные периоды развития литературы. Средние века. Золотой век (16-17 вв.). Неоклассицизм, романтизм и реализм (18-19 вв.). Современная литература (20-21 вв.).
  • Тема 13 Изобразительное искусство
    Основные периоды развития изобразительного искусства. Главные музеи Испании.
  • Тема 14 Музыка и театр
    Музыка Испании. Фольклор и фламенко. Современная музыка и сценическое искусство.
  • Тема 15 Повторение
  • История Германии
    Germanen. Frankenreich. Karl der Große. Die Entwicklung der feudalen Verhältnisse in Deutschland. Die Reformation. Der Bauernkrieg. Der 30-jährige Krieg. Die Epoche der Absolutismus in Deutschland. Friedrich II. Deutschland von der Revolution 1848 bis zur Reichsgründung 1871. Die deutsche Arbeitsbewegung. Die Gründung der sozialdemokratischen Partei Deutschlands. Der I. Weltkrieg Die Novemberrevolution in Deutschland 1918. Weimarer Republik. Der Nationalsozialismus in Deutschland. Der II. Weltkrieg. Die Potsdamer Konferenz. Die Spaltung Deutschlands. Die BRD und die DDR in der Jahren 1949-1989. Die Vereinigung Deutschlands. Bundesländer der BRD.
  • Einleitung
    Deutschland. Geografische Lage. Landschaft. Klima. Oberfläche
  • Раздел 1 История Германии
    Тема 1 Germanen. Frankenreich. Karl der Große.
  • History of Great Britain from Middle Age to the 20th century in the light of modern research. 20-21 centuries. The UK as part of the world
    Middle Ages: dark and progressive periods in the Middle Age era in Great Britain; Middle-age way of living; the reasons of revival of the English language; Tudor epoch. Political and cultural life of the period; Conspiracy theory applied to the events in the 17th century; The moods of the people in the 18-19th centuries. The moods before, during, and after WWI; The role of the UK in WWII; Key world political and military conflicts with the participation of the UK after WWII; The British society in the sixties, seventies and nineties. The Commonwealth.
  • Раздел 1 История Германии
    Тема 2 Die Entwicklung der feudalen Verhältnisse in Deutschland
  • Раздел 1 История Германии
    Тема 3 Die Reformation. Der Bauernkrieg. Der 30-jährige Krieg.
  • Раздел 1 История Германии
    Тема 4 Die Epoche der Absolutismus in Deutschland. Friedrich II.
  • Раздел 1 История Германии
    Тема 5 Deutschland von der Revolution 1848 bis zur Reichsgründung 1871
  • Раздел 1 История Германии
    Тема 6 Die deutsche Arbeitsbewegung. Die Gründung der sozialdemokratischen Partei Deutschlands.
  • Раздел 1 История Германии
    Тема 7 Der I. Weltkrieg
  • Раздел 1 История Германии
    Тема 8 Die Novemberrevolution in Deutschland 1918
  • Раздел 1 История Германии
    Тема 9 Weimarer Republik
  • Раздел 1 История Германии
    Тема 10 Der Nationalsozialismus in Deutschland. Der II. Weltkrieg.
  • Раздел 1 История Германии
    Тема 11 Die Potsdamer Konferenz. Die Spaltung Deutschlands.
  • Раздел 1 История Германии
    Тема 12 Die BRD und die DDR in der Jahren 1949-1989 Die BRD in ihrer 50-jähriger Entwicklung
  • Раздел 1 История Германии
    Тема 12 Die BRD und die DDR in der Jahren 1949-1989 Die DDR von der Gründung bis 1989
  • Раздел 1 История Германии
    Тема 12 Die BRD und die DDR in der Jahren 1949-1989 Die deutsch-deutsche Beziehungen
  • Раздел 1 История Германии
    Тема 13 Die Vereinigung Deutschlands. Im Vorfeld der Vereinigung
  • Раздел 1 История Германии
    Тема 13 Die Vereinigung Deutschlands. Innenpolitische Probleme des Zusammenwachsens für die BRD und die DDR.
  • Раздел 1 История Германии
    Тема 13 Die Vereinigung Deutschlands. Internationale Aspekte der Vereinigung Deutschlands.
  • Раздел 1 История Германии
    Тема 14 Bundesländer der BRD
  • Раздел 2 Культура Германии
    Тема 1 Kulturelle Vielfalt
  • Раздел 2 Культура Германии
    Тема 2 Die Literatur Deutschlands
  • Раздел 2 Культура Германии
    Тема 3 Die bildenden Künste
  • Раздел 2 Культура Германии
    Тема 6 Feste und Bräuche
  • Раздел 2 Культура Германии
    Тема 4 Theater und Musik
  • Раздел 2 Культура Германии
    Тема 5 Die Filmkunst
  • Раздел 2 Культура Германии
    Тема 7 Wiederholung.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Устные формы контроля: презентация
    Устная презентация по одной из тем курса, в сопровождении слайдов Power Point или аналогичных программ. Продолжительность 10-15 минут.
  • неблокирующий Письменные формы контроля: словарный диктант, хронологический диктант, тест
    Тест письменный, состоит из 40 вопросов.
  • неблокирующий самостоятельная работа (онлайн-курс)
  • неблокирующий Экзамен
    Устный экзамен, 2 вопроса в билете (раздел "история" и раздел "культура"). Развернутый ответ на вопросы, продолжительность ответа - 5-7 минут. Подготовка не более 5 минут.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Письменные формы контроля: словарный диктант, хронологический диктант, тест + 0.1 * самостоятельная работа (онлайн-курс) + 0.25 * Устные формы контроля: презентация + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Britain in Close-Up : an in-depth study of contemporary Britain, NEW EDITION, now with website addresses, 208 p., McDowall, D., 2006
  • Bundeswahlgesetz : Materialien zu Politik und Gesellschaft in der Bundesrepublik Deutschland, Born, S., 1993
  • Das Parteiensystem der Bundesrepublik Deutschland, Alemann von, U., 2001
  • Das politische System der Bundesrepublik Deutschland, Rudzio, W., 1996
  • Deutschland : Kurz und bunding: учеб. пособие, Епихина, Н. М., Кузьмина, Е. С., 2000
  • Deutschland-TrendBuch : Fakten und Orientierungen, Korte, K.- R., 2001
  • Die Industrialisierung in Deutschland 1800 bis 1914, Henning, F.- W., 1995
  • Familienleben in Deutschland : neue Bilder aus der deutschen Vergangenheit, Beuys, B., 1980
  • Tatsachen uber Deutschland, Kappler, A., 1998
  • Tatsachen uber Deutschland, Kappler, A., 2000
  • The Oxford illustrated history of Britain, Morgan, K. O., 2009
  • Акопян В. З., Зюзин В. В., Лебедев Г. Ю. - ИСТОРИЯ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. ФРАНЦИЯ. ИСПАНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 381с. - ISBN: 978-5-534-10019-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-stran-zapadnoy-evropy-v-2-ch-chast-2-franciya-ispaniya-429138
  • История Испании. Т.1: С древнейших времен до конца XVII века, Астахов, М. А., Варьяш, И. И., 2012
  • История Испании. Т.2: От войны за испанское наследство до начала XXI века, Астахов, М. А., 2014

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Atlas cronologico de la historia de Espana, , 2008
  • Historia de Espana, , 2003
  • Historia de Espana. Vol.1: Hispania antigua, Placido, D., 2009
  • Historia de la literatura espanola. T.1: ., Prat, A. V., 1963
  • Historia de la literatura espanola. T.2: ., Prat, A. V., 1963
  • Historia de la literatura espanola. T.3: ., Prat, A. V., 1963
  • Historia del arte de Espana e Hispanoamerica, Quesada Marco, S., 2005
  • José Carlos Mainer. (2016). Historia mínima de la literatura española. Madrid: Turner. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2217421
  • Literatura espanola contemporanea, Ocasar Ariza, J. L., 1997
  • Испания. Анфас и профиль / под ред. В.Л. Верникова. - М.: Весь Мир, 2007. - 480 с.: ISBN 978-5-7777-0384-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1013151
  • История и культура Испании в занимательных сюжетах : учеб. пособие по испанскому языку, Эйдус, Б. Х., 2001
  • История Испании и Португалии, Шумов, С. А., 2002
  • Пискорский В.К. - История Испании и Португалии - Издательство "Лань" - 2013 - 280с. - ISBN: 978-5-507-10203-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/10356
  • Политика Испании и ЕС в Средиземноморье в конце XX - начале XXI вв. : учебное пособие, Аникеева, Н. Е., 2014