Бакалавриат
2021/2022





Практикум: Навыки психолога-консультанта (групповое консультирование)
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Психология)
Направление:
37.03.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Грин Инга Сергеевна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина является профилирующей для психологов-консультантов. Направлена на освоение и отработку основных психологических интервенций в индивидуальном и групповом консультировании. Имеет пререквизиты: диагностика в психологическом консультировании& Занятия проходят в подгруппах, темы курса разбиты на несколько блоков, которые построены по принципу воронки (углубления): 1. Теоретический блок, в котором предъявляются основные теоретические положения курса, а также происходит постановка индивидуальных целей и задач каждым студентом по освоению данного курса; 2. Работа с виртуальными кейсами (in vitro) – индивидуальная и групповая работа студентов с кейсами, направленные на отработки навыка построения психологических интервенций, расширение репертуара коммуникативной компетентности студентов. На этом этапе гипотезы и интервенции сначала записываются каждым студентом, а затем предъявляются устно к групповому обсуждению. 3. Работа с реальными кейсами в режиме учебных консультаций (in vivo). 4. Завершающий блок происходит в форме групповой обратной связи и рефлексии полученных навыков психолога-консультанта. ВАЖНО! в 4 модуле занятия будут проходить на платформе Zoom (ссылка будет выслана на общую почту трека)
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Практикум: Навыки психолога-консультанта (групповое консультирование)» являются: • представление о закономерностями работы психологической группы; • ознакомление с основными терапевтическими факторами группового консультирования; • изучение этапов функционирования группы и основных феноменов групповой работы • ознакомление с основными методами и практиками психолога, работающего с психологической группой; • формирование умения анализировать процесс работы психологической группы; • знакомство с навыками, необходимыми психологу-консультанту для работы с психологической группой.
Планируемые результаты обучения
- знание основных закономерностей группового процесса
- опыт нахождения в симулированном групповом процессе
- представление о процедурной стороне группового психологического консультирования
- представление об основных феноменах групповой работы, умение опознавать и называть эти феномены;
- умение использовать знания о групповом процессе для анализа реальных ситуаций группового взаимодействия;
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Разновидности психологических групп. Деление групп по целям психологической работы.
- Тема 2. Задачи ведущего на разных этапах жизни психологической группы. – 1 занятие
- Тема 3. Первое интервью.
- Тема 4. Формулирование группового соглашения. Правила работы группы. Разные уровни самоорганизации группы.
- Тема 5. Основные феномены социального взаимодействия в группе.
- Тема 6. Навыки структурирование работы психологической группы. Структурирование сессии работы психологической группы.
- Тема 7. Навыки работы ведущего на индивидуальном уровне: помощь в самораскрытии, отражении чувств и понимании.
- Тема 8. Навыки работы ведущего на уровне коммуникации участников: фасилитация группового взаимодействия.
- Тема 9. Навыки работы ведущего на общегрупповом уровне: анализ общегрупповых процессов и состояний, фасилитация общегруппового движения. – 1 занятие
- Тема 10. Технология завершения группового консультативного /психотерапевтического процесса .
Элементы контроля
- Домашнее задание 1Письменный анализ группового процесса - формулирование правил работы симулированной группы
- Домашнее задание 2Представление проекта консультативной группы, включающего цели и задачи группы, анонс, критерии отбора участников, описание структуры первой, произвольной и последней групповой сессии, инструментов ведущего.
- Аудиторная работа (посещение)
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модульОкончательная оценка учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: (Одз1 + Одз2)/2*0,6+Оаудиторная *0,4 где Одз является оценкой за домашнее задание по 10-балльной шкале. Окончательная оценка за дисциплину соответствует текущей оценке.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Svetlana Tolstaia. (2015). Эффективный Психолог-Консультант: Модель Личности. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5D393C9B
- КОРАБЛИНА ЕЛЕНА ПАВЛОВНА, & КОРГОЖА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА. (2014). Своеобразие Подготовки Современных Психологов-Консультантов. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.323C2113
Рекомендуемая дополнительная литература
- Кораблина, Е. (2005). Особенности подготовки психолога-консультанта к профессиональной деятельности. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CFE92AD0
- Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е. - ГРУППОВОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. Учебное пособие для бакалавриата и специалитета - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 195с. - ISBN: 978-5-534-08434-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/gruppovoe-psihologicheskoe-konsultirovanie-425012