• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Операционная эффективность

Статус: Курс обязательный (Стратегический менеджмент и консалтинг)
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Стратегический мененджмент и консалтинг
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Курс разбит на пять ключевых тем для формирования понимания, каким образом можно управлять процессом повышения операционной эффективности, в зависимости от отрасли и типа производственного процесса. 1. Операционная эффективность и производственные системы 2. Эффективность в сервисных и производственных организациях 3. Регулярный менеджмент как способ обеспечения эффективности 4. Культура непрерывных улучшений 5. Цифровая трансформация и развитие производственной системы Эволюция производственной системы как способ решения возникающих проблем в производстве. Студенты смогут разобраться, что в развитии ПС нет черно-белых тонов, есть подходы для решения конкретных задач в конкретном контексте. От крафтового производства на Веницианском арсенале и в автомобильной промышленности в 19 веке через конвейер Форда, Дженерал Моторс с дивизиональной структурой и системой массового производства, Тойота с индвидуализированным массовым производствам (TPS, Lean). Развитие разработок по эффективности в СССР – НОТ, Гастев. Разработка ГОСТа по бережливому производству в 2015 г. В каких случаях актуален переход от производственной системы к бизнес-системе. Типы производственного процесса. Студенты смогут научиться узнавать в любом виде деятельности базовый архетип производственного процесса. Дискретное производство (например, машиностроение), непрерывное производство (металлургия), проектная форма работы (строительство), логистика и торговля (продуктовый ритейл), финансовые услуги (банк), сервис (аэропорт). В каждом из видов деятельности свои акценты при рассмотрении вопросов повышения операционной эффективности. Свои ключевые процессы, свои инструменты. Важно, что ПС – это не столько по поводу производства, сколько по поводу повышения эффективности деятельности организации на основе системного подхода. Курс основан на рассмотрении и обсуждении актуальных кейсов из практики российских и зарубежных компаний в сочетании с фундаментальными исследованиями в области операционной эффективности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у студентов целостное представление о подходах к повышению операционной эффективности в организациях с различным типом производственных процессов на основе системного подхода.
  • Развитие у студентов способностей по решение задач по повышению операционной эффективности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Определить понятие «Производственная система»
  • Определить стратегическую и операционную эффективность организации
  • Продемонстрировать способность использования базовых моделей операционной эффективности и процессов для описания вопросов, связанных с организацией
  • Проиллюстрирует теоретические знания по операционной эффективности
  • Развить навык использования метода А3 для описания проекта повышения операционной эффективности в организации
  • Развить навыки представления организации как системы
  • Развить способность различать типы производства, которые сами по себе определяют инструментарий повышения эффективности
  • Сформулировать проблемы и задачи в терминах модели операционной эффективности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Операционная эффективность и производственные системы
  • Повышение эффективности производственной и сервисной компании
  • Культура непрерывных улучшений
  • Цифровая трансформация и развитие производственной системы
  • Регулярный менеджмент
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Участие в обсуждениях на занятиях
  • неблокирующий Письменные домашние задания к занятиям
  • неблокирующий Индивидуальный проект А3
  • неблокирующий Групповой проект
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.15 * Групповой проект + 0.15 * Индивидуальный проект А3 + 0.15 * Письменные домашние задания к занятиям + 0.15 * Участие в обсуждениях на занятиях + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 5S для рабочих : как улучшить своё рабочее место, пер. с англ. И. Попеско ; под ред. В. Болтрукевича, 4-изд., пер., 176 с., , 2008
  • Догнать зайца : Как лидеры рынка выигрывают в конкурентной борьбе и как великие компании могут их..., Спир, С., 2010
  • Производственная система Тойоты. Уходя от массового производства, Оно, Т., 2008
  • Производство без потерь для рабочих, Группа разр. изд-ва Productivity Press ; пер. с англ. И. Попеско ; под ред. В. Болтрукевича ; предисл. В. Болтрукевича и И. Попеско, 2-е изд., перераб., 160 с., , 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Сиртаки по-японски. О производственной системе Тойоты и не только, пер. с англ. И. Попеско ; под ред. В. Болтрукевича, 179 с., Паскаль, Д., 2013
  • Сломай стереотип! Производственная система Братского алюминиевого завода, предисл. В. Болтрукевича, 199 с., Филиппов, С., Турусов, С., Волянский, В., Эренбург, М., 2010