Магистратура
2021/2022
История популярной культуры Европы XIX-XX вв.
Статус:
Курс обязательный (История современного мира)
Направление:
46.04.01. История
Кто читает:
Школа исторических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Колесник Александра Сергеевна
Прогр. обучения:
История современного мира
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
38
Программа дисциплины
Аннотация
В европейской и американской истории XIX–XX вв. популярная культура занимает видное место. Возникновение массовой литературы, появление и развитие радио, телевидения, звукозаписывающей индустрии, а вместе с ними кинематографа и популярной музыки существенно повлияло на многие социальные, политические и культурные процессы. Целью данного курса является знакомство студентов с современными методами изучения популярной культуры и с историей западноевропейской популярной культуры второй половины XIX – начала XXI вв. Слушатели познакомятся с исследовательской литературой, с методами анализа разных культурных форм (кино, музыка, фотография, радиопередачи и т.д.), с содержанием культурных высказываний. Особое внимание уделяется институтам популярной культуры: культурным индустриям, каналам дистрибуции, типам аудитории и т.д.
Цель освоения дисциплины
- Ознакомить студентов с методами анализа европейской популярной культуры, которые существуют на стыке разных дисциплин (cultural studies, media studies, cinema studies, fan studies, социологии культуры, социологии литературы, музыковедения)
- Получить первоначальное представление об особенностях истории развития и функционирования европейской популярной культуры XIX–XX веков
- Выработать навыки анализа разных культурных высказываний как формы знания о прошлом
- Сформировать представления о принципах написания истории популярной культуры сегодня
Планируемые результаты обучения
- Знать общие тенденции в современных исследованиях популярной культуры
- Иметь представление об особенностях истории развития и функционирования европейской популярной культуры XIX–XX веков
- Уметь включать знания по истории популярной культуры в общий исторический контекст
Содержание учебной дисциплины
- Современные подходы к изучению популярной культуры: от cultural studies до новой культурной истории
- Развитие популярной культуры и культурные индустрии
- Технологии культурного производства и дистрибуции: медиа, рынки и культурные практики
- Зритель, слушатель, читатель: специфика массовой аудитории и культуры соучастия
- Национальные и постнациональные идентичности в популярной культуре
- Место прошлого в популярной культуре: ностальгия и ретромания
- Коллективное воображение: фантастическое и утопическое в популярной культуре
- Городская культура и культурное наследие: публичные места, места памяти, музеи
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.5 * Устные ответы на семинарах + 0.3 * Эссе + 0.2 * Устный экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Alison Landsberg. (2015). Engaging the Past : Mass Culture and the Production of Historical Knowledge. Columbia University Press.
- Burke, P. (2018). What Is Cultural History? (Vol. 3rd edition). Cambridge, UK: Polity. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2204994
- Cohen, S. (2015). Sites of Popular Music Heritage : Memories, Histories, Places. Routledge.
- Hebdige, D. (2002). Subculture : The Meaning of Style: Vol. Taylor & Francis e-Library ed. Taylor & Francis [CAM].
- Jenkins, H. (2006). Convergence Culture : Where Old and New Media Collide. New York: NYU Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1020918
- Jerome de Groot. (2016). Consuming History : Historians and Heritage in Contemporary Popular Culture: Vol. Second edition. Routledge.
- John Connell, & Chris Gibson. (2003). Sound Tracks : Popular Music Identity and Place. Routledge.
- K. Gildart. (2013). Images of England Through Popular Music : Class, Youth and Rock “n” Roll, 1955-1976. Palgrave Macmillan.
- Leo Charney, & Vanessa R. Schwartz. (1995). Cinema and the Invention of Modern Life. University of California Press.
- Michael Saler. (2012). As If : Modern Enchantment and the Literary Prehistory of Virtual Reality. Oxford University Press.
- Milner, G. F. (2013). American Vernacular: Popular Culture, Performance, and the Question of National History, 1871-1915.
- Raymond F. Betts, & Lyz Bly. (2013). A History of Popular Culture : More of Everything, Faster and Brighter: Vol. 2nd ed. Routledge.
- Rüsen, J. (2006). Meaning and Representation in History. Berghahn Books.
- Storey, J. (2018). Cultural Theory and Popular Culture : An Introduction (Vol. Eighth edition). Milton Park, Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1692430
- Stratton, J., & Bennett, A. (2010). Britpop and the English Music Tradition. Burlington, VT: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=389824
Рекомендуемая дополнительная литература
- Beard, D., & Gloag, K. (2016). Musicology: The Key Concepts (Vol. Second edition). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1159808
- Bilby, K. (2000). ETHNICITY, IDENTITY, AND MUSIC: THE MUSICAL CONSTRUCTION OF PLACE (Book). Ethnic & Racial Studies, 23(1), 166–168.
- Brown, J. (1996). The Art of Democracy: A Concise History of Popular Culture in the United States. By Jim Cullen. (Newark: Monthly Review Press, 1996. 320 pp. Cloth, $36.00, ISBN 0-85345-919-3. Paper, $18.00, ISBN 0-85345-920-7.). https://doi.org/10.2307/2945662
- Cinephilia. Movies, Love and Memory. (2005). Amsterdam University Press. https://doi.org/10.25969/mediarep/3685
- Classen, C. (2009). Balanced truth : Steven Spielberg’s “Schindler’s List” among history, memory, and popular culture. History and Theory, 48(2 [Theme Issue 47]), 77–102. https://doi.org/10.1111/j.1468-2303.2009.00499.x
- Featherstone, S. (2009). Englishness : Twentieth Century Popular Culture and the Forming of English Identity. Edinburgh: Edinburgh University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=268084
- Mamiya, C. J. (2000). Too Soon, Too Late: History in Popular Culture. By Meaghan Morris. (Bloomington: Indiana University Press, 1998. xxvi, 310 pp. $39.95, ISBN 0-253-33395-4.). https://doi.org/10.2307/2567738
- Musicology in the Context of Media - Media in the Context of Musicology. (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BCFEE54F
- The Past as Popular Culture: Interpreting History through Graphic Novels. (2017). Oxford University Press. https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780199766024.013.5
- Walsh, K. (1992). The Representation of the Past : Museums and Heritage in the Post-Modern World. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=72295
- Дубин, Б. (1996). Прошлое В Сегодняшних Оценках Россиян.