• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

История популярной культуры Европы XIX-XX вв.

Статус: Курс обязательный (История современного мира)
Направление: 46.04.01. История
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Колесник Александра Сергеевна
Прогр. обучения: История современного мира
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 38

Программа дисциплины

Аннотация

В европейской и американской истории XIX–XX вв. популярная культура занимает видное место. Возникновение массовой литературы, появление и развитие радио, телевидения, звукозаписывающей индустрии, а вместе с ними кинематографа и популярной музыки существенно повлияло на многие социальные, политические и культурные процессы. Целью данного курса является знакомство студентов с современными методами изучения популярной культуры и с историей западноевропейской популярной культуры второй половины XIX – начала XXI вв. Слушатели познакомятся с исследовательской литературой, с методами анализа разных культурных форм (кино, музыка, фотография, радиопередачи и т.д.), с содержанием культурных высказываний. Особое внимание уделяется институтам популярной культуры: культурным индустриям, каналам дистрибуции, типам аудитории и т.д.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомить студентов с методами анализа европейской популярной культуры, которые существуют на стыке разных дисциплин (cultural studies, media studies, cinema studies, fan studies, социологии культуры, социологии литературы, музыковедения)
  • Получить первоначальное представление об особенностях истории развития и функционирования европейской популярной культуры XIX–XX веков
  • Выработать навыки анализа разных культурных высказываний как формы знания о прошлом
  • Сформировать представления о принципах написания истории популярной культуры сегодня
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать общие тенденции в современных исследованиях популярной культуры
  • Иметь представление об особенностях истории развития и функционирования европейской популярной культуры XIX–XX веков
  • Уметь включать знания по истории популярной культуры в общий исторический контекст
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Современные подходы к изучению популярной культуры: от cultural studies до новой культурной истории
  • Развитие популярной культуры и культурные индустрии
  • Технологии культурного производства и дистрибуции: медиа, рынки и культурные практики
  • Зритель, слушатель, читатель: специфика массовой аудитории и культуры соучастия
  • Национальные и постнациональные идентичности в популярной культуре
  • Место прошлого в популярной культуре: ностальгия и ретромания
  • Коллективное воображение: фантастическое и утопическое в популярной культуре
  • Городская культура и культурное наследие: публичные места, места памяти, музеи
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Устный экзамен
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Устные ответы на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.5 * Устные ответы на семинарах + 0.3 * Эссе + 0.2 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Alison Landsberg. (2015). Engaging the Past : Mass Culture and the Production of Historical Knowledge. Columbia University Press.
  • Burke, P. (2018). What Is Cultural History? (Vol. 3rd edition). Cambridge, UK: Polity. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2204994
  • Cohen, S. (2015). Sites of Popular Music Heritage : Memories, Histories, Places. Routledge.
  • Hebdige, D. (2002). Subculture : The Meaning of Style: Vol. Taylor & Francis e-Library ed. Taylor & Francis [CAM].
  • Jenkins, H. (2006). Convergence Culture : Where Old and New Media Collide. New York: NYU Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1020918
  • Jerome de Groot. (2016). Consuming History : Historians and Heritage in Contemporary Popular Culture: Vol. Second edition. Routledge.
  • John Connell, & Chris Gibson. (2003). Sound Tracks : Popular Music Identity and Place. Routledge.
  • K. Gildart. (2013). Images of England Through Popular Music : Class, Youth and Rock “n” Roll, 1955-1976. Palgrave Macmillan.
  • Leo Charney, & Vanessa R. Schwartz. (1995). Cinema and the Invention of Modern Life. University of California Press.
  • Michael Saler. (2012). As If : Modern Enchantment and the Literary Prehistory of Virtual Reality. Oxford University Press.
  • Milner, G. F. (2013). American Vernacular: Popular Culture, Performance, and the Question of National History, 1871-1915.
  • Raymond F. Betts, & Lyz Bly. (2013). A History of Popular Culture : More of Everything, Faster and Brighter: Vol. 2nd ed. Routledge.
  • Rüsen, J. (2006). Meaning and Representation in History. Berghahn Books.
  • Storey, J. (2018). Cultural Theory and Popular Culture : An Introduction (Vol. Eighth edition). Milton Park, Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1692430
  • Stratton, J., & Bennett, A. (2010). Britpop and the English Music Tradition. Burlington, VT: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=389824

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Beard, D., & Gloag, K. (2016). Musicology: The Key Concepts (Vol. Second edition). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1159808
  • Bilby, K. (2000). ETHNICITY, IDENTITY, AND MUSIC: THE MUSICAL CONSTRUCTION OF PLACE (Book). Ethnic & Racial Studies, 23(1), 166–168.
  • Brown, J. (1996). The Art of Democracy: A Concise History of Popular Culture in the United States. By Jim Cullen. (Newark: Monthly Review Press, 1996. 320 pp. Cloth, $36.00, ISBN 0-85345-919-3. Paper, $18.00, ISBN 0-85345-920-7.). https://doi.org/10.2307/2945662
  • Cinephilia. Movies, Love and Memory. (2005). Amsterdam University Press. https://doi.org/10.25969/mediarep/3685
  • Classen, C. (2009). Balanced truth : Steven Spielberg’s “Schindler’s List” among history, memory, and popular culture. History and Theory, 48(2 [Theme Issue 47]), 77–102. https://doi.org/10.1111/j.1468-2303.2009.00499.x
  • Featherstone, S. (2009). Englishness : Twentieth Century Popular Culture and the Forming of English Identity. Edinburgh: Edinburgh University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=268084
  • Mamiya, C. J. (2000). Too Soon, Too Late: History in Popular Culture. By Meaghan Morris. (Bloomington: Indiana University Press, 1998. xxvi, 310 pp. $39.95, ISBN 0-253-33395-4.). https://doi.org/10.2307/2567738
  • Musicology in the Context of Media - Media in the Context of Musicology. (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BCFEE54F
  • The Past as Popular Culture: Interpreting History through Graphic Novels. (2017). Oxford University Press. https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780199766024.013.5
  • Walsh, K. (1992). The Representation of the Past : Museums and Heritage in the Post-Modern World. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=72295
  • Дубин, Б. (1996). Прошлое В Сегодняшних Оценках Россиян.