• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Научно-исследовательский семинар "Философская антропология"-1

Статус: Курс обязательный (Философская антропология)
Направление: 47.04.01. Философия
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Дмитриев Тимофей Александрович, Доброхотов Александр Львович, Михайловский Александр Владиславович, Плешков Алексей Александрович
Прогр. обучения: Философская антропология
Язык: русский
Кредиты: 8
Контактные часы: 128

Программа дисциплины

Аннотация

Программа учебной дисциплины Научно-исследовательский семинар «Философская антропология-1» является частью ОП "Философская антропология"; (1 курс) и базируется на общих и специализированных знаниях в области истории западной философии, истории русской мысли, теории и практики аргументации. В рамках НИС обсуждаются актуальные проблемы и методологические подходы, применяемые в анализе основного корпуса античной мысли, философии Нового времени и социально-политической мысли.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Чтение и анализ текстов «Размышления о первой философии» Декарта, «Критика чистого разума» Канта и «Теоретическая философия» Вл. Соловьева;
  • Ознакомление с проблемой времени и вечности в ранней древнегреческой культуре, в философии Платона и его предшественников;
  • Ознакомление студентов с основными приемами историко-философского анализа античного философского текста;
  • Представление историко-философской проблематики в контексте интеллектуальной истории (история античного платонизма в институциональном аспекте);
  • Ознакомление студентов с принципами философской герменевтики; знакомство студентов с азами политической теории как академической дисциплины в США в ХХ веке
  • Ознакомление студентов с принципами философской герменевтики; знакомство студентов с азами политической теории как академической дисциплины в США в ХХ веке.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует стратегии аргументации в рамках теоретико-методологических подходов, релевантных историко-философскому исследованию
  • Знает содержание текстов, связанных с упадком современной политической теории в середине ХХ века
  • Знает что такое политическая теория в американской традиции, политическая теория и паттерн всеобщей истории и что такое политическая теория в британской традиции
  • Знает этапы развития американской политической теории XX века и взгляды различных авторов на её эволюцию
  • Оперирует ключевыми темпоральными понятиями древнегреческой философии
  • Представляет основные идеи «философии времени» Платона
  • Презентует ключевые идеи теоретико-методологических подходов, релевантных историко-философскому исследованию
  • Разбирается и свободно ориентируется в текстах Шелдона Уолина, Данте Джермино и Ричарда Эшкрафта.
  • Сравнивает основные теоретико-методологические подходы, релевантные историко-философскому исследованию
  • Студенты анализируют и сопоставляют различные проекты реабилитации и критики картезианского cogito в XX в.
  • Студенты анализируют концепты "Я", "самосознание" и "cogito" в контексте в русской философии XIX-XX вв.
  • Студенты анализируют онтологический и этический аспект cogito в классическом немецком трансцендентализме
  • Студенты знакомы с основными приемами историко-философского анализа античного философского текста
  • Студенты знают композицию диалога "Парменид"
  • Студенты знают композицию диалога «Софист»
  • Студенты знают платоновскую логику пяти «высших родов сущего»
  • Студенты знают предысторию аргумента "cogito ergo sum"
  • Студенты имеют представление о проблеме онтологизации гипотез «Парменида» в философии неоплатонизма
  • Студенты имеют представление об особенностях двух интерпретаций диалога «Софист» - Г.В.Ф. Гегеля и М. Хайдеггера
  • Студенты обладают пониманием роли понятий logos, doxa, episteme, tekhne sophistike, tekhne doxastike, sophistes, sophos у Платона
  • Студенты сопоставляют различные направления интерпретации картезианского cogito в философии XVII-XVIII вв.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Краткий экскурс в историю политической теории
  • Истоки политической теории: формирование дисциплины, первые концепции и поиск языка описания
  • Странная смерть политической теории
  • Политическая теория и проблема идеологии
  • Декарт. Предыстория аргумента «cogito ergo sum».
  • Cogito и картезианство XVII – XVIII века.
  • Онтология и этика cogito в классическом немецком трансцендентализме.
  • Cogito в XX веке
  • «Я», cамосознание и сogito в отечественной философии XIX – XX вв.
  • Время и вечность у Платона и предшественников: Методологическая мастерская
  • Диалоги «Софист» и «Парменид» в контексте Corpus Platonicum и в связи с историей платонизма.
  • «Софист», 216a–236c.
  • «Софист», 236d–259d.
  • «Софист», 259e–268d.
  • «Парменид», 126a–135b.
  • «Парменид», 135d–160b.
  • «Парменид», 160b–166c.
  • Конфликт интерпретаций: Хайдеггер vs. Гегель.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий 4 модуль Работа в аудитории
  • неблокирующий 4 модуль Эссе
  • неблокирующий 4 модуль Экзамен
  • неблокирующий 1 модуль Работа в аудитории
  • неблокирующий 1 модуль Эссе
  • неблокирующий 1 модуль Собеседование
  • неблокирующий 2 модуль Тесты
  • неблокирующий 2 модуль Доклад-презентация
  • неблокирующий 2 модуль Оппонирование и работа в аудитории
  • неблокирующий 2 модуль Тематический реферат
  • неблокирующий 3 модуль Аудиторная работа
  • неблокирующий 3 модуль Экспресс-контрольные
  • неблокирующий 3 модуль Контрольная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.2 * 2 модуль Тематический реферат + 0.1 * 2 модуль Оппонирование и работа в аудитории + 0.1 * 2 модуль Доклад-презентация + 0.25 * 1 модуль Собеседование + 0.1 * 1 модуль Работа в аудитории + 0.15 * 1 модуль Эссе + 0.1 * 2 модуль Тесты
  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.3 * 3 модуль Аудиторная работа + 0.3 * 3 модуль Экспресс-контрольные + 0.4 * 3 модуль Контрольная работа
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.075 * 4 модуль Эссе + 0.075 * 4 модуль Экзамен + 0.1 * 4 модуль Работа в аудитории + 0.25 * 2021/2022 учебный год 3 модуль + 0.5 * 2021/2022 учебный год 2 модуль
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Fink, E., & Husserl, E. (1995). Sixth Cartesian Meditation : The Idea of a Transcendental Theory of Method. Bloomington: Indiana University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=11043
  • Immanuel Kant. (2018). Critique of Pure Reason. [N.p.]: Dover Publications. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1809086
  • Rene Descartes. (2019). Meditations on First Philosophy. [N.p.]: Dancing Unicorn Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2229240
  • Античная философия, Асмус, В. Ф., 2003
  • Греческая философия. Т.1: ., , 2006
  • Западная философия от истоков до наших дней. Кн.1: Античность, Реале, Д., 1994
  • История античного платонизма в институциональном аспекте, Шичалин, Ю. А., 2000
  • Как читать Платона, Слезак, Т. А., 2009
  • Парменид, Хайдеггер, М., 2009
  • Современная политическая философия : введение, Кимлика, У., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Grafton, A. (2006). The History of Ideas: Precept and Practice, 1950-2000 and Beyond. Journal of the History of Ideas, 67(1), 1–32. https://doi.org/10.1353/jhi.2006.0006
  • Hegel, G. W. F. 1770-1831. (1857). Lectures on the philosophy of history, by G. W. F. Hegel. Tr. from the 3d German ed. by J. Sibree . Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BD4D919F
  • Husserl, E., & Ströker, E. (2012). Cartesianische Meditationen. Hamburg: Felix Meiner Verlag. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=818011
  • Skinner, Q. (1990). The Return of Grand Theory in the Human Sciences (Vol. Canto ed). Cambridge [England]: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=53595
  • КОЗЕЛЛЕК РАЙНХАРТ. (2016). «Пространство Опыта» И «Горизонт Ожиданий» - Две Исторические Категории. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.61EE4EA4
  • Политическая наука: новые направления, , 1999