• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Демография с основами эпидемиологии

Статус: Курс по выбору
Направление: 40.04.01. Юриспруденция
Где читается: Факультет права
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Исупова Ольга Генриховна, Тимонин Сергей Андреевич, Юмагузин Валерий Валерьевич
Прогр. обучения: Правовое регулирование в фармацевтике и биотехнологиях
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Демография с основами эпидемиологии» направлена на формирование у студентов систематизированного представления об исторической динамике, современных условиях и последствиях изменения численности и структуры населения под влиянием долговременных тенденций в смертности, рождаемости и миграции населения. Студентам будут раскрыты основные закономерности и особенности эпидемиологического перехода (эволюции уровня и структуры заболеваемости, смертности и обуславливающих их факторов) в России на фоне других стран. В курсе будет показано, как и какими факторами определяются состояние здоровья и продолжительность жизни населения на макро-уровне (демографический подход) и на микро-уровне (эпидемиологический подход). В результате освоения дисциплины студенты смогут самостоятельного оценивать вклад тех или иных заболеваний и связанных с ними факторов риска в динамику ожидаемой продолжительности жизни, и оценивать бремя избыточной и предотвратимой смертности. Это позволит проводить научно-обоснованный анализ и прогноз спроса на медицинские услуги, фармацевтические препараты и изделия медицинского назначения. Изучение этих вопросов сопровождаются анализом возможностей «обратного» влияния развития фармацевтики и биотехнологий как таковых, а также их регуляторной сферы на изменение здоровья и продолжительности жизни населения. Дисциплина предусматривает 3 контрольных работы, 3 домашних задания и 1 заключительное эссе. Блокирующие элементы контроля отсутствуют. Для успешного освоения дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: знать основные источники, методы сбора и анализа демографических и эпидемиологических данных; уметь самостоятельно проводить критический анализ краткосрочных и долговременных изменений в смертности и здоровье населения в России в сопоставлении с другими странами; владеть научной терминологией, навыками расчета и оценки демографических показателей, а также навыками подготовки индивидуальных и коллективных докладов и обзоров по изучаемой проблематике в письменной и устной форме.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • является формирование у студентов систематизированного представления о динамике и последствиях изменения численности и структуры населения России и других стран под влиянием долговременных тенденций в рождаемости, смертности и миграции населения; изучение возрастных, гендерных, географических и иных особенностей смертности по причинам смерти и определяющих их факторов;
  • практическое освоение методов демографического и эпидемиологического анализа и прогнозирования смертности и здоровья населения; формирование представлений о социальных, экономических и демографических последствиях увеличения продолжительности жизни; развитие навыков сбора, обработки и анализа источников информации о демографических процессах;
  • формирование способностей к содержательной интерпретации и критическому осмыслению демографической информации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет навыками подготовки индивидуальных и коллективных докладов и обзоров по изучаемой проблематике в письменной и устной форме;
  • Владеет научной терминологией по теме курса; навыками практических расчетов и оценок демографических показателей;
  • Знает долговременные и современные тенденции в смертности и здоровье населения; ключевые проблемы в области демографического развития Российской Федерации;
  • Знает основные источники демографических и медицинских данных, характеризующих здоровье населения на популяционном уровне; особенности изменения численности и структуры населения;
  • Умеет вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества; критически оценивать публикации и иные тексты на демографическую тематику, меры демографической политики и предложения по ее проведению;
  • Умеет проводить критический анализ краткосрочных и долговременных изменений в смертности и здоровье населения в странах мира и регионах России; находить необходимую статистическую информацию о населении и демографических процессах, знать особенности источников данных; применять полученные знания и умения на практике;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие демографии и эпидемиологии. Источники данных о населении, здоровье населения и факторах риска.
  • Численность, динамика и структуры населения
  • Здоровье населения. Подходы к популяционной оценке состояния здоровья населения.
  • Смертность населения по причинам смерти: методы анализа и содержательная интерпретация
  • Биологические, социальные и экономические аспекты старения населения. Пределы продолжительности жизни и долгожительство.
  • Рождаемость и репродуктивное здоровье населения
  • Введение в предмет эпидемиологии. Дизайн эпидемиологических исследований. Опыт проведения эпидемиологических исследований в России
  • Демография как национальный проект. Медико-демографический анализ как инструмент управления госпрограммами развития здравоохранения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Письменный экзамен
    при первой и второй пересдаче пересдается только экзамен по заданиям, аналогичным приведенным для основного экзамена. Оценка за предмет выводится с учетом накопленной по той же формуле, что и при сдаче экзамена в срок
  • неблокирующий Активность на занятиях
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.15 * Активность на занятиях + 0.15 * Эссе + 0.4 * Письменный экзамен + 0.1 * Домашнее задание + 0.2 * Контрольная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Аганбегян, А.Г. Демография и здравоохранение России на рубеже веков / А.Г. Аганбегян. — Москва : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. - 192 с. - ISBN 978-5-7749-1412-8. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1043171 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1043171
  • Воробьева О.Д., Долбик-Воробей Т.А. - Статистика населения и демография (для магистратуры) + еПриложение: Тесты - КноРус - 2019 - ISBN: 978-5-406-06442-9 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/929959

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Демография и статистика населения [Электронный ресурс] : сборник задач для бакалавров / сост. В. В. Нарбут; Государственный университет управления; Институт управления финансами и налогового администрирования ГУУ, Кафедра статистики. – М.: Логос, 2013. - 92 с. - ISBN 978-5-98704-741-5.

Авторы

  • Тимонин Сергей Андреевич