• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Негосударственные субъекты социальной политики

Статус: Курс по выбору (Управление в социальной сфере)
Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Управление в социальной сфере
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 44

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс по выбору направлен на выработку у студентов знаний в области механизмов совместного производства благосостояния государством, бизнесом и сообществами, согласования интересов граждан и использования ресурсов взаимного обмена и сотрудничества в ходе реализации целей современной социальной политики. Курс также направлен на повышение чувствительности студентов к различным социальным проблемам населения и поиску эффективного решения этих проблем при участии негосударственных организаций. Результаты этой работы могут быть применены как в сфере государственного управления, так и в сфере управления коммерческими и некоммерческими организациями. Курс основан на сочетании освоения теоретических концепций, объясняющих полиморфную природу производства благосостояния с освоением инструментов применения теории к решению социальных проблем граждан средствами организаций негосударственного сектора. Использование знаний в принятии решений включает оценку ситуации, критический анализ наличных решений, предложения по улучшению ситуации или повышению эффективности принимаемых решений. Курс развивает содержание дисциплин «Социальная политика как инструмент устойчивого развития» и «Организационные аспекты управления в социальной сфере» с акцентом на роли негосударственных субъектов в формировании и реализации социальной политики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • выработать у студентов знания в области производства благосостояния населения силами негосударственных организаций коммерческого и некоммерческого сектора, а также о механизмах распределения ответственности между ними за решение социальных проблем граждан
  • представить направления и механизмы удовлетворения потребностей и согласования интересов различных групп граждан посредством деятельности негосударственных организаций, занятых производством социальных благ
  • раскрыть механизмы сотрудничества негосударственных организаций с государством и между собой в ходе формирования и реализации современной социальной политики
  • повысить чувствительность студентов к различным социальным проблемам населения и научиться поиску эффективных решений этих проблем с использованием возможностей негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций
  • научиться анализировать практику государственного регулирования деятельности негосударственных организаций, вовлеченных в решение социальных проблем граждан, в интересах совершенствования социальной политики
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен критически оценивать меры государственной поддержки негосударственных организаций в производстве благосостояния
  • Способен находить различные варианты сотрудничества между государственными и негосударственными организациями в решении социальных проблем граждан
  • Способен оценивать плюсы и минусы большего и меньшего участия негосударственных организаций разного типа в принятии решений в социальной политике и удовлетворении интересов граждан
  • Способен понимать, как функционируют различные негосударственные организации (коммерческие, некоммерческие и «гибридные»), производящие социальные блага для граждан
  • Способен предлагать направления совершенствования государственной политики в области содействия развитию СОНКО, социального предпринимательства и участию бизнеса в реализации социальной политики
  • Способен содействовать управлению негосударственной организацией, занимающейся производством социальных благ, в целях координации ее участия в формировании и реализации социальной политики
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в дисциплину. Социальная политика и ее субъекты
  • "Смешанное производство благосостояния" и место различных субъектов в его создании
  • Государство благосостояния и его реформирование в направлении смешанных систем производства благосостояния
  • Некоммерческие гражданские организации в системе государственной социальной политики.
  • Бизнес как субъект социальной политики: возможности и пределы
  • Гибридизация организаций и межсекторное взаимодействие
  • Легитимация новых практик
  • Подходы к оценке социального воздействия в социальной политике.
  • Разработка стратегии и дорожных карт, регулирующих деятельность негосударственных организаций в социальной сфере,
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях и подготовка домашних заданий к ним
    Оценка студента за каждый семинар складывается из 2 частей: 1) подготовка домашнего задания (материалы домашнего задания готовятся во внеаудиторное время, в устной или письменной форме, в группе или индивидуально - в зависимости от формулировки задания, а затем либо высылаются преподавателю, либо представляются в устных выступлениях) (максимум 5 баллов из 10, т.е. первая половина оценки), 2) индивидуальная активность на самом семинаре, которая выражается в инициировании/участии в дискуссии, демонстрирующих критическое мышление, знакомство с рекомендованной, либо самостоятельно найденной литературой по теме, способность к аргументации своей позиции (максимум 5 баллов из 10, т.е. вторая половина оценки). Оценка ни за одну из форм контроля знаний не носит блокирующий характер. Оценки по всем формам контроля знаний выставляются целым числом по 10-балльной шкале. Округление оценок по всем формам контроля знаний, а также накопленной и результирующей оценок осуществляется методом округления к ближайшему целому числу (по правилам математики, т.е. начиная со значения «5» после запятой - в большую сторону)
  • неблокирующий Групповая презентация
    Групповая презентация носит практический характер и строится вокруг предварительно выбранных кейсов, различных для каждой группы студентов. В основе работы лежит наблюдение за определенной организацией (несколькими организациями) и формирование обоснованного заключения, например, о факторах, влияющих на заданные аспекты ее деятельности, стратегию, улучшение социального результата для целевых социальных групп. В презентации описываются этапы работы, вклад участников, выводы и их аргументация, а также, где это необходимо - количественные характеристики объекта анализа
  • неблокирующий Эссе (или развернутое письменное домашнее задание)
    После проведения нескольких занятий по итогам совместной работы студентов в аудитории преподаватель формулирует несколько тем для эссе на выбор студентов. Эссе проводится в целях проверки способности студентов систематизировать знания, полученные по нескольким темам курса. Задание предполагает сочетание теоретических знаний, основанных на изучении литературы, с решением практических задач, связанных с деятельностью негосударственных организаций, занятых решением социальных проблем граждан
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.3 * Групповая презентация + 0.3 * Эссе (или развернутое письменное домашнее задание) + 0.4 * Работа на семинарских занятиях и подготовка домашних заданий к ним
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Заболотная Галина Михайловна, & Ларионов Андрей Валентинович. (n.d.). Региональные практики институционализации негосударственных поставщиков социальных услуг.
  • Константинова, Л. (2004). Становление Общественного Сектора Как Субъекта Социальной Политики: Опыт Концептуализации И Анализ Реальных Практик. Журнал Исследований Социальной Политики, 2(4).
  • Московская А. А. (2018). Стимулы И Барьеры Привлечения Негосударственных Поставщиков К Оказанию Социальных Услуг: Российский И Зарубежный Опыт. Вопросы Государственного и Муниципального Управления // Public Administration Issues, (3), 88. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.vgmu00.2018i3p88.116
  • МОСКОВСКАЯ АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВНА, & СОБОЛЕВА ИРИНА ВИКТОРОВНА. (2016). Социальное Предпринимательство В Системе Социальной Политики: Мировой Опыт И Перспективы России. Проблемы Прогнозирования, 6 (159).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Emerson, J. (2003). The Blended Value Proposition: INTEGRATING SOCIAL AND FINANCIAL RETURNS. California Management Review, 45(4), 35–51. https://doi.org/10.2307/41166187
  • Salamon, L. M., & Anheier, H. K. (1998). Social Origins of Civil Society: Explaining the Nonprofit Sector Cross-Nationally. Voluntas: International Journal of Voluntary & Nonprofit Organizations, 9(3), 213–248. https://doi.org/10.1023/A:1022058200985
  • Weisbrod, B. A. (1997). The Future of the Nonprofit Sector: Its Entwining with Private Enterprise and Government. Journal of Policy Analysis & Management, 16(4), 541–555. https://doi.org/10.1002/(SICI)1520-6688(199723)16:4<541::AID-PAM2>3.0.CO;2-G
  • А. А. Московская, А. А. Берендяев, & А. Ю. Москвина. (n.d.). Между социальным и экономическим благом: конфликт проектов легитимации социального предпринимательства в России.
  • Ирина Краснопольская, & Ирина Мерсиянова. (2014). Гражданское общество как среда производства и распространения социальных инноваций. Форсайт, 8(4).
  • КОРНЕЕВА Ирина Евгеньевна. (2016). Фандрайзинг в российских некоммерческих организациях: результаты эмпирического исследования. Мониторинг Общественного Мнения: Экономические и Социальные Перемены, 4 (134).
  • Мерсиянова Ирина Владимировна, & Иванова Наталья Владимировна. (n.d.). Партнерство Государства И Благотворительных Фондов Как Стратегия Повышения Ресурсной Обеспеченности Некоммерческих Организаций.