• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2022/2023

Основы экзистенциального анализа и логотерапии

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Ишанов Сергей Александрович, Уколова Елена Михайловна, Шумский Владимир Борисович, Янковская Вероника Александровна
Прогр. обучения: Консультативная психология. Персонология
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 120

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Основы экзистенциального анализа и логотерапии» магистерской программы «Консультативная психология. Персонология» относится к специальным дисциплинам и представляет собой базовый вводный курс в программу подготовки психологов-консультантов и психотерапевтов Международного общества экзистенциального анализа и логотерапии (GLE-International, Австрия). Изучение данной дисциплины базируется на дисциплинах «Теории личности», «Основы психологического консультирования». Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: 1) знать основные теории личности зарубежной и отечественной психологии; 2) знать теоретические и практические основы психологического консультирования. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Онтология личности»; «Аксиология личности»; «Психология аутентичности»; «Психология поиска смысла»; «Методы и техники экзистенциально-аналитической психотерапии»; НИС «Феноменологические исследования в экзистенциальном анализе».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель изучения дисциплины состоит в усвоении понятийного аппарата и теоретических оснований структурной модели современного экзистенциального анализа – концепции четырех фундаментальных мотиваций как этапов актуализации личностного бытия человека, а также в инициировании процесса самопознания и личностного развития посредством обращения к глубинному персональному опыту.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает базовые содержания каждой фундаментальной мотивации
  • Знает и понимает основные положения и термины теории экзистенциального анализа и логотерапии.
  • Знает и понимает трехмерную модель человека В. Франкла
  • Знает основные правила самопознания и его критерии.
  • Понимает и определяет копинговые реакции 1-й ФМ
  • Понимает и определяет место экзистенциального анализа среди других психотерапевтических и консультативных направлений.
  • Понимает и различает подходы к изучению мотивации в ЭА и других направлениях психотерапии
  • Понимает место и роль самопознания в процессе подготовки психолога-консультанта.
  • Понимает содержание категорий «выдержать» и «принять» как персональных активностей 1-й ФМ
  • Понимает содержание переживания «Я могу»
  • Понимает соотношение ЭА и ЛТ с методической и тематической точек зрения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Формирование образовательной группы
  • Значение самопознания для образования в области психологического консультирования и психотерапии
  • Введение в экзистенциальный анализ и логотерапию
  • Экзистенциальный анализ как направление психотерапии
  • Системная антропология экзистенциального анализа
  • Введение в экзистенциально-аналитическую теорию мотивации
  • Концепция четырех фундаментальных экзистенциальных мотиваций
  • Переживание «Я могу» как основа экзистенции
  • Копинговые реакции 1-й фундаментальной экзистенциальной мотивации (ФМ)
  • Основная духовная деятельность 1-й ФМ: выдержать и принять условия и возможности бытия
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Реферат
    Объем: 30-40 тыс. знаков (примерно 15-20 страниц). Требования к оформлению представлены в методических материалах.
  • блокирующий Экзамен
    Экзамен осуществляется по 20 контрольным вопросам. Письменный ответ на вопросы экзамена студент выполняет самостоятельно, не обращаясь к печатным или электронным источникам. В ходе экзамена не допускается использование электронных средств, позволяющих сохранять или передавать информацию (мобильные телефоны, электронные книги и т.п.). При нарушении этого правила ответ студента не засчитывается и за экзамен выставляется оценка 0.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.5 * Экзамен + 0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Реферат
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Лэнгле, А. А.  Современный экзистенциальный анализ: история, теория, практика, исследования : учебник для бакалавриата и магистратуры / А. А. Лэнгле, Е. М. Уколова, В. Б. Шумский. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 403 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-05227-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434066 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Экзистенциальная психология и психотерапия : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры, Шумский, В. Б., 2016

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бытие-в-мире : избр. статьи, Бинсвангер, Л., 1999
  • Логотерапия и экзистенциальный анализ: статьи и лекции: Научно-популярное / Франкл В. - М.:ЛИБРОКОМ, 2016. - 344 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-91671-542-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002588
  • Психологическое консультирование. Групповая психотерапия : учеб. пособие для вузов, Кочюнас, Р., 2002
  • Теории личности : основные положения, исследования и применение, Хьелл, Л., 2002