• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2023/2024

Конституционное судопроизводство

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 40.04.01. Юриспруденция
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Право и государственное управление
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

В результате изучения дисциплины студенты должны знать компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации; организацию деятельности Конституционного Суда Российской Федерации; требования к обращениям в Конституционный Суд Российской Федерации; основные приемы аргументации обращений в Конституционный Суд Российской Федерации и встречающиеся ошибки такой аргументации; требования к решениям Конституционного Суда Российской Федерации и их правовое значение; конституционный судебный процесс в Российской Федерации и порядок действий стороны в ходе этого процесса; возможности и пределы использования решений Конституционного Суда Российской Федерации для пересмотра дела в суде общей юрисдикции или арбитражном суде. Уметь определять перспективы обращения в Конституционный Суд Российской Федерации; составлять проект обращения в Конституционный Суд Российской Федерации; анализировать решения Конституционного Суда Российской Федерации; использовать решение Конституционного Суда Российской Федерации для пересмотра конкретного дела. Иметь навыки формирования и представления аргументации, позволяющей защитить права и законные интересы посредством конституционного правосудия.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать углублённые знания и целостную картину правового регулирования и практики конституционного судопроизводства в России;
  • выработать навыки толкования норм, регулирующих конституционное судопроизводство в Российской Федерации;
  • сформировать умение применять конституционно-судебные инструменты в юридической деятельности.
  • изучить положения Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» как в их буквальном смысле, так и в смысле, придаваемом им правоприменительной практикой Конституционного Суда Российской Федерации;
  • составить представление о закономерностях развития практики конституционного судопроизводства;
  • выработать навыки работы с источниками и исследовательскими работами о конституционном судопроизводстве, поиска в них необходимой информации;
  • научиться разбираться в проблемах, связанных с использованием конституционно-судебных инструментов в юридической деятельности;
  • сформировать умение оценивать перспективность обращения к конституционно-судебным инструментам для решения правовой задачи и получить знания о том, как пользоваться этими инструментами.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает основные научные идеи, касающиеся сферы конституционного правосудия в России, дискуссии в этой сфере, - историю конституционного правосудия в России
  • знает, каким образом конституционно-судебные инструменты используются в практической юридической деятельности, умеет предварительно определять перспективы обращения в Конституционный Суд
  • знает систему нормативного регулирования организации и деятельности Конституционного Суда, порядок формирования Конституционного Суда, организацию деятельности Конституционного Суда,
  • знает компетенцию Конституционного Суда, умеет определять вопросы, относящиеся к его компетенции,
  • знает формальные требования к обращению в Конституционный Суд и умеет составлять проект обращения в Конституционный Суд,
  • знает процедуру предварительного рассмотрения обращений, принимаемые в ходе нее процессуальные решения,
  • знает процедуру рассмотрения дел в заседании Конституционного Суда с проведением слушаний,
  • знает процедуру рассмотрения дел в заседании Конституционного Суда без проведения слушаний,
  • знает, какие доказательства могут быть использованы в конституционном судопроизводстве, умеет аргументировать позицию для целей конституционного судопроизводства, имеет навыки полемики с процессуальными оппонентами в рамках конституционного судебного процесса
  • знает требования к решениям Конституционного Суда Российской Федерации, виды таких решений, порядок их вступления в силу и юридические свойства, понятие правовых позиций Конституционного Суда,
  • знает возможности и пределы использования решений Конституционного Суда Российской Федерации для пересмотра дела в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, способы влияния решений Конституционного Суда на правотворчество и правоприменительную практику
  • знает содержание научных и практических дискуссий о соотношении роли Конституционного Суда и ЕСПЧ в защите прав и свобод граждан, знает инструменты защиты национального конституционного суверенитета в Конституционном Суде Российской Федерации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Конституционное правосудие и конституционный процесс в России и в мире: общие положения
  • Практическое значение конституционно-судебных инструментов в юридической деятельности
  • Формирование, организация и нормативная основа деятельности Конституционного Суда Российской Федерации
  • Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации.
  • Подготовка и подача обращения в Конституционный Суд Российской Федерации
  • Предварительное рассмотрение обращения в Конституционном Суде Российской Федерации
  • Рассмотрение дел в заседании Конституционного Суда Российской Федерации с проведением слушаний
  • Рассмотрение Конституционным Судом Российской Федерации дел без проведения слушания
  • Доказательства и аргументация в конституционном судопроизводстве
  • Решения Конституционного Суда Российской Федерации
  • Исполнение решений Конституционного Суда Российской Федерации
  • Функции Конституционного Суда Российской Федерации по защите национального конституционного суверенитета
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа 2
    Проводится в письменно в форме теста, содержащего 10 вопросов. Каждый вопрос теста содержит В тесте возможен выбор одного или двух правильных или неправильных вариантов ответа из трех или четырех позиций, открытые вопросы не предусматриваются. Тест пишется в течение 12 минут. Задача теста – проверка наличия базовых знаний, полученных в ходе изучения курса на момент написания контрольной работы. Не разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами.
  • неблокирующий Эссе
    В качестве эссе готовится обращение в Конституционный Суд Российской Федерации по определенному студентом вопросу в интересах вымышленного заявителя. Темы эссе (обращений в Конституционный Суд) преподавателем не рекомендуются, поскольку самостоятельное обнаружение вопроса, который мог бы быть предметом обращения в Конституционный Суд Российской Федерации - часть контроля приобретаемых студентом в ходе НИС компетенций. Наличие конкретного дела в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, если обращение подается в форме жалобы, презюмируется. Объем эссе 5-7 страниц 12 шрифтом через 1,5 интервала. Эссе не может быть посвящено вопросам, которые уже рассмотрены Конституционным Судом (в том числе в формате определения, в котором высказаны правовые позиции Конституционного Суда по существу вопроса). Обращение должно соответствие требованиям к форме обращения в Конституционный Суд Российской Федерации, определенным статьей 37 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Должны быть использованы, если это возможно исходя из содержания поставленной в эссе проблемы, аргументы: - в виде аналитического сопряжения содержания текста «оспариваемой» нормы с текстом относящихся к этому вопросу положений Конституции Российской Федерации. При этом при наличии оснований должна быть охвачена проблема соблюдения принципа равенства и права на судебную защиту; - в виде отсылки к правоприменительной практике, свидетельствующей о неединичности нарушений прав и свобод на основе «оспариваемой» нормы; - о противоречивости (неопределенности) нормативного регулирования; - ссылки на решения Конституционного Суда Российской Федерации по аналогичным вопросам. Эссе направляется на электронную почту преподавателя не позднее 5 ноября. Название файла должно содержать фамилию и инициалы студента. Фамилия и инициалы студента также указываются на первой странице эссе в правом верхнем углу.
  • неблокирующий Оценка за работу на аудиторных занятиях
    Оценка за работу на семинарах объявляется на последнем занятии.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме. Его целью является проверка знаний, полученных студентами при изучении курса, в том числе во время самостоятельной работы. Задания на экзамен формулируются преподавателем в пределах данной программы курсов с учетом навыков и умений, приобретению которых уделялось особое внимание в ходе изучения курса. При подготовке ответов на первое задание не разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами. При нарушении этого правила выставляется 0 баллов, студент удаляется с экзамена. При подготовке ответов на второе задание можно пользоваться нормативными правовыми актами. Ссылки на конкретные статьи, пункты и т.д. нормативных актов, как правило, не должны сопровождаться их дословным воспроизведением, а должны быть пояснены автором. Первое задание – аналитический вопрос на понимание проблемных аспектов конституционного правосудия с возможностью студента, опираясь на знания, полученные в ходе изучения курса, представить свою аргументированную позицию. При ответе на вопрос должны быть представлены: знание нормативного материала по проблеме, представление о возможных разных подходах к решению проблемы (при их наличии), наличие позиции по проблеме и ее аргументация. Полный ответ на такой вопрос включает: полное сущностное отображение существующего нормативного регулирования (при этом дословное воспроизведение нормативных положений и указание номеров статей и т.п. не является обязательным) и указание на возможные проблемы, существующие по мнению ученых, практиков и самого студента в этом нормативном регулировании, и предложения о путях их решения; иные соображения экзаменуемого по данному вопросу. Второе задание – задача по вопросам конституционного судопроизводства. Второе задание доводится до студентов после сдачи всеми ответов на первое задание. Последовательность выполнения заданий может быть, на тех же условиях, изменена по решению преподавателя, если это необходимо для обеспечения или ограничения доступа экзаменуемых к справочным правовым системам.
  • неблокирующий Контрольная работа 1
    Состоит в письменном решении задачи по вопросам конституционного судопроизводства. При подготовке ответа можно пользоваться нормативными правовыми актами. Время написания контрольной работы 1 - 40 минут.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 2nd module
    Формула оценивания: Одисциплина = k1·Оэссе. + k2·О кр1 + k3· Окр2 + k4 ·О см +k5 ·О экзамен, где Одисциплина – результирующая оценка (максимум – 10 баллов), k1 = 0,4, О эссе - оценка за эссе (максимум 5 баллов), k2 = 0,4, О кр1 - оценка за контрольную работу 1 (максимум 5 баллов), k3 = 0,25, О кр2 - оценка за контрольную работу 2 (максимум 4 балла), k4 = 0,5, О см –оценка за работу на аудиторных занятиях (максимум 2 балла), k5 = 0,4, Оэкзамен – баллы, полученные за экзамен (максимум - 10 баллов). В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Конституционный судебный процесс : учебник для бакалавриата / отв. ред. М. А. Митюков, В. В. Комарова. — 2-е изд., пересмотр. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2019. — 352 с. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/982118
  • Шарнина Л.А. - Как подать жалобу в Конституционный Суд Российской Федерации. Практическое пособие - Проспект - 2018 - ISBN: 978-5-392-27372-0 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/40209

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Конституционный Суд России: доктрина и практика : монография / В. Д. Зорькин. — М. : Норма, 2019. — 592 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1020329
  • Кравец, И. А. Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституционного процесса : учебное пособие / И. А. Кравец. — Москва : Юстицинформ, 2017. — 400 с. — ISBN 978-5-7205-1304-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/90881 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Под ред. Ливеровского А.А., Овчинникова А.И. - Конституция. Конституционализм. Конституционный Суд. Монография - 978-5-392-32891-8 - Проспект - 2021 - http://ebs.prospekt.org/book/44464 - 44464 - PROSPECT
  • Правосудие в современном мире: Монография / Верховный Суд РФ; Под ред. Т.Я. Хабриевой, В.М. Лебедева. - Москва : Норма: НИЦ Инфра-М, 2018. - 704 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-91768-327-0 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/934668
  • Правосудие: ориентация на Конституцию : монография / Н. С. Бондарь, А. А. Джагарян. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2018. — 224 с. — (Библиотека судебного конституционализма. Вып. 8). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/929107
  • Теория судебного права и организации судебных систем : учебник / А.А. Клишас, В.В. Гребенников, Л.Ю. Грудцына, Б.В. Сангаджиев, А.А. Соловьев ; под ред. А.А. Клишаса. — Москва : ИНФРА-М, 2018. — 312 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_595b7cd56da264.36475266. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/939175