• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Реформы образовательной политики в Пакистане: подходы гражданских и военных правительств в исторической перспективе

ФИО студента: Ахмед Зайн -

Руководитель: Ульданов Артём Александрович

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Политика. Экономика. Философия (Магистратура)

Год защиты: 2025

Данная магистерская диссертация посвящена изучению влияния чередования гражданского и военного управления на реформы образовательной политики в Пакистане в период с 1947 по 2009 год. Несмотря на многочисленные инициативы в сфере политики на протяжении семи десятилетий, система образования Пакистана остаётся в глубоком кризисе, характеризующемся постоянными проблемами с доступностью, качеством и справедливостью. В существующих научных работах отсутствует систематический сравнительный анализ того, как различные типы режимов повлияли на эти результаты в долгосрочной перспективе. Настоящее исследование восполняет этот пробел, анализируя, каким образом гражданские и военные режимы в совокупности формировали преемственность политики, образовательные результаты и региональное равенство. Исследование основано на качественном подходе, в рамках которого используются методы исторического институционализма (HI) и анализа заинтересованных сторон (SA). В основу лег анализ широкого круга документов, отражающих образовательную политику и планы за весь исследуемый период, а также полуструктурированные интервью с ключевыми информантами чиновниками и учёными из провинций Пенджаб, Синд и Белуджистан. Метод HI помогает объяснить влияние структурных наследий и институциональных траекторий, в то время как SA позволяет выявить роли и интересы различных участников в условиях меняющегося политического контекста. Анализ показывает, что политическая нестабильность и отсутствие устойчивой политической воли являются основными причинами сбоев в реализации политики, что часто приводит к фрагментарным реформам независимо от типа режима. Образовательные результаты, особенно в аспектах качества и развития критического мышления, остаются стабильно низкими. Это обусловлено как исторически сложившимся хроническим недофинансированием и недостаточной инфраструктурой, так и несогласованными приоритетами заинтересованных сторон, зачастую отдающих предпочтение другим секторам. Региональные различия в доступе к образованию сохраняются, уходя корнями в исторические модели инвестиций и усугубляясь дефицитом административных ресурсов и политическими особенностями в провинциях. В заключение отмечается, что влияние типа режима в значительной степени опосредовано устойчивыми институциональными ограничениями и динамикой между заинтересованными сторонами, особенно на фоне постоянного отсутствия политического приоритета в отношении образования. Для преодоления образовательного кризиса в Пакистане необходимы согласованная национальная позиция, гарантированное финансирование, укрепление потенциала на провинциальном уровне и деполитизация управления только так можно

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ