• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Жить как скала

ФИО студента: Авдеев Даниэль Сергеевич

Руководитель: Казаков Анатолий Сергеевич

Кампус/факультет: Факультет креативных индустрий

Программа: Коммуникационный и цифровой дизайн (Магистратура)

Год защиты: 2025

Метавселенные, которые Мэтью Болл определил как «новый способ существования человечества в цифровом пространстве», стали неотъемлемой частью современной цифровой культуры. Моя работа, как студента 2 курса магистратуры ВШЭ, посвящена исследованию того, как видеоигры превратились из простых развлечений в сложные экосистемы, где пересекаются социальные, экономические и творческие аспекты жизни. На примере Fortnite, Roblox и Minecraft я показываю, как метавселенные эволюционировали от текстовых MUD-игр 1980-х до многопользовательских платформ, где миллионы людей учатся, работают и общаются. Цель исследования — выявить ключевые этапы развития метавселенных в гейм-индустрии и проанализировать их влияние на общество. Для этого я разделил работу на три блока: Исторический анализ — от первых многопользовательских игр ( Second Life) до современных VR-платформ. Технологические предпосылки — роль VR/AR, блокчейна (например, NFT в Axie Infinity) и облачных вычислений в создании устойчивых виртуальных миров. Социальный аспект — как метавселенные меняют коммуникацию (через аватары и массовые ивенты), формируют экономику пользовательского контента (Roblox Studio) и создают риски (кибербуллинг, зависимость). Результаты работы демонстрируют двойственность влияния метавселенных: с одной стороны, они расширяют возможности социализации, создавая платформы для образования, искусства и бизнеса (например, виртуальные концерты в Fortnite или образовательные проекты в Minecraft), с другой — порождают риски, связанные с приватностью, кибербуллингом и психологической зависимостью. Особое внимание уделено этическим и правовым вызовам, включая регулирование виртуальных активов и защиту данных пользователей. Новизна исследования заключается в комплексном подходе, объединяющем исторический, технологический и социальный аспекты, что отличает его от работ, фокусирующихся на отдельных компонентах метавселенных. Практическая значимость работы выражена в рекомендациях по разработке этических стандартов и технологических решений для устойчивого развития виртуальных миров. Выводы подчёркивают необходимость междисциплинарного диалога между разработчиками, регуляторами и обществом для минимизации рисков и максимизации потенциала метавселенных как инструмента социальной и культурной эволюции. Работа вносит вклад в понимание роли цифровых пространств в формировании будущего человечества.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ