• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Жанрово-стилистические трансформации журнальной рецензии (на материале кинорецензий)

ФИО студента: Шинелева Полина Анатольевна

Руководитель: Кувшинская Юлия Михайловна

Кампус/факультет: Факультет медиакоммуникаций

Программа: Бакалавриат

Год защиты: 2014

Работа посвящена исследованию жанрово-стилистических трансформаций журнальной кинорецензии. Целью исследования было проследить трансформацию жанра и языка кинорецензии с 1970 по 1999 гг. Материалом исследования являются кинорецензии на отечественные фильмы журнала «Искусство кино» в период с 1970 по 1999 гг. Автор исследует основные коммуникативные и стилистические особенности кинорецензий, выделяет жанрово-стилистические трансформации кинорецензий в советский период (1970-1985 гг.), период перестройки (1985-1991 гг.) и постсоветский период (1992-1999 гг.). Методами исследования является компаративный анализ, дискурс-анализ, кроме того, исследование носит диахронический характер. Автор предлагает следующую гипотезу: жанр, стиль, язык, коммуникативные цели, задачи, а также коммуникативные стратегии и тактики авторов рецензий претерпели существенные изменения в период с 1970 по 1999 гг. Эти трансформации вызваны изменением политического дискурса.В результате анализа было выяснено, что текст советской кинорецензии включал разбор идейно-нравственного содержания фильма, поскольку идейное и нравственное воспитание читателя было целью кинокритики. В эпоху перестройки часть журналистов продолжают придерживаться советской традиции, отчасти сохраняя цели советской кинорецензии, несколько изменив их в условиях новой политики. Вместе с этим, значительная часть журналистов периода перестройки начинает включать в текст рецензии авторскую критику политики советской власти, ее идеологии, мифологии. Постсоветская российская кинорецензия анализирует работу режиссера, актеров, рассматривает фильм в контексте искусства, интерпретирует режиссерскую задумку, приобщает читателя к миру кино. Советская рецензия включает такие композиционные блоки, как пересказ сюжета фильма, нравственно-идеологическая оценка характеров и поступков героев, актуализация смысла картины с точки зрения соответствия современности и т.д. Во время перестройки часть кинорецензий сохраняет этот набор композиционных блоков. С другой стороны, многие критики периода перестройки начинают писать по-новому: как и прежде, рецензия включает пересказ сюжета фильма, однако актуализирует его смысл с позиций обратной идеологии. Рецензия постсоветская, сохраняя пересказ сюжета фильма, включает новые композиционные блоки: анализ работы режиссера, актеров, интерпретацию замысла авторов картины, рассказ о творческом и социальном контексте, в котором создавалось это кино, предположения относительно будущего успеха или неуспеха ленты. Стиль кинорецензии претерпел сильнейшие изменения на протяжении периода с 1970 по 1999 гг. Язык советской кинорецензии в общем, в той или иной степени тоталитарный, основной тон - серьезный. Язык рецензий перестройки в большей степени демократический, основной тон остается серьезным, однако отмечается частое использование иронии. Язык постсоветской российской кинорецензии – демократический, максимально раскрепощенный, основной, базовый тон становится подчеркнуто ироническим. На протяжении трех исторических периодов жанр журнальной кинорецензии так или иначе вбирал в себя особенности других жанров: советская кинорецензия имела черты пропагандистских жанров, кинорецензия перестройки была максимально политиризована, постсоветская российская кинорецензия приобрела элементы эссеистичности и сблизилась с жанром авторской колонки. Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что жанр, стиль, язык, коммуникативные цели, задачи, а также коммуникативные стратегии и тактики авторов рецензии претерпели существенные изменения в период с 1970 по 1999 гг. Эти трансформации во многом вызваны изменением политического дискурса: советская кинокритика была вынуждена существовать в условиях тоталитарного дискурса, кинокритика эпохи перестройки – в условиях его разрушения, особенности постсоветской кинокритики обусловлены влиянием эстетики эпохи постмодерна.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ