• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Выпускные квалификационные работы студентов НИУ ВШЭМанипулятивные технологии в деятельности российских масс-медиа: анализ освещения политических выборов на примере выборов в президенты Российской Федерации, март 2012

ФИО студента
Название работы
Руководитель
Факультет
Программа
Оценка
Год защиты
Черткова Алина Владимировна
Манипулятивные технологии в деятельности российских масс-медиа: анализ освещения политических выборов на примере выборов в президенты Российской Федерации, март 2012
Факультет медиакоммуникаций
Магистратура
8
2014
Данное исследование посвящено изучению методов манипуляции общественным сознанием в СМИ. Нами была рассмотрена история возникновения и развития манипулятивных методов, Также в работе представлена и применена на практике теоретическая база, на основе которой возможно проводить анализ манипулятивной деятельности печатных СМИ; проведенный анализ позволил обнаружить и систематизировать используемые средства манипуляции в текстах на политическую темы в «Российской газете» и «Новой газете».Целью исследования является выявление и систематизация методов манипуляции массовым сознанием, использованных в СМИ во время предвыборной кампании на пост президента Российской Федерации в 2012 году.В связи с поставленной выше целью, решались следующие задачи: 1. охарактеризовать основные подходы к пониманию феномена манипуляции;2. рассмотреть особенности коммуникации, которые способствуют реализации манипулятивного воздействия в печатных СМИ;3. выявить и охарактеризовать средства манипулятивного воздействия в публикациях, посвященных предвыборной кампании на пост президента РФ в 2012 г.;4. выявить механизмы внедрения в общественное сознание определенных социально-политических установок.В данном исследовании нами были использованы следующие методы:1. описательный (для систематизации, классификации и обобщения результатов исследования);2. анализ контента (для выявления и характеристики стратегий и тактик манипуляций, применяемых в журналистских текстах);3. сравнительно-сопоставительный метод (для выявления особенностей коммуникативной политики анализируемой нами газеты, то есть определить доминантные стратегии и тактики манипулятивного воздействия, а также связь между их выбором и особенностями целевой аудитории издания).Эмпирическая база исследования. Нами были рассмотрены публицистические тексты, опубликованные на страницах «Российской газеты» и «Новой газеты» за время проведения предвыборной кампании 2012 г. на пост президента Российской Федерации, а также исследования ученых в области рассматриваемого нами вопроса.Проведя данное исследование мы пришли к следующим выводам:1. Наиболее активную борьбу за сознание читателя в рассматриваемом нами случае ведет оппозиционное издание «Новая газета». Тексты издания изобилуют манипулятивными приемами, в частности, на страницах газеты появляются статьи, в которых приведены высказывания лидеров мнений; публикуются материалы обозревателей, в которых они не просто описывают происходящее, но дают им свою, достаточно однозначную, оценку; издание изобилует материалами, которые направлены на эмоциональный отклик читателей, что также определенным образом влияет на мнения и оценки аудитории.2. Материалы «Российской газеты» также оказывают воздействие на мнение и восприятие аудитории. Для этого авторы текстов делают упор на восхваление «своего кандидата», акцентируют внимание на его значимости и неоспоримом лидерстве. Основные средства, которые используют обозреватели, являются: констатация факта; в пользу В.В. Путина на страницах высказывались лидеры мнений, люди с определенной сложившейся репутацией; «РГ» использовала последовательный способ изложения информации, за счет чего у читателя должна была сложиться детальная картина деятельности премьер-министра.3. Немаловажную роль в осуществлении манипулятивного воздействия играют заголовки. Помимо информации, которая заложена
Текст работы (работа добавлена 26 мая 2014г.)
(347 Kb)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Расширенный поиск ВКР