• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проблема изучения восприятия прошлого в популярной культуре (на материале рецепции американских фильмов 1950-1980-х гг. пользователями сайта IMDb)

ФИО студента: Астафьева Татьяна Анатольевна

Руководитель: Степанов Борис Евгеньевич

Кампус/факультет: Факультет истории

Программа: Магистратура

Год защиты: 2014

<p>Целью работы было выявить возможности и проблемы привлечения рецептивного подхода для анализа такого продукта популярной культуры как игровое кино исторического жанра в историческом исследовании на примере рецепции американских исторических фильмов 1950-80-х гг. пользователями сайта IMDb. В работе были использованы методологические подходы рецептивных киноисследований и исследований исторической культуры. Источником для эмпирического исследования поставленных вопросов стали 257 зрительских рецензий на фильм &laquo;Спартак&raquo; режиссера Стэнли Кубрика (1960) пользователей сайта IMDb, опубликованные в период с 26 декабря 1998 по 21 апреля 2014 года.</p><p>В соответствии с задачами исследования в первой главе были рассмотрены вопросы, касающиеся теоретических оснований исследования восприятия прошлого в популярной культуре: концептуализирован феномен &laquo;популярной культуры&raquo; с позиций подхода культурных исследований, затем были выделены причины возникновения интереса профессиональных историков к популярной культуре, указаны основные направления и подходы к изучению прошлого в популярной культуре с позиций исторической науки.</p><p>Во второй главе, посвященной проблеме изучения кинематографа в пространстве новых медиа, проведен анализ сайта IMDb: обозначен подход к работе с интернет-источником, дана характеристика сайта IMDb как базы информации и пространства коммуникации <em>Web</em><em> 2.0</em>. Затем выполняется следующая задача &ndash; характеристика методологического подхода к исследованию кинематографа: рассмотрена трансформация направления рецептивных исследований, выделены ключевые положения, описаны актуальные подходы изучения зрительского восприятия.</p><p>В третьей главе, посвященной эмпирическому исследованию, дано описание специфики объекта рецепции &ndash; фильма &laquo;Спартак&raquo; (1960) режиссера Стэнли Кубрика в аспектах: контекст производства, жанровая специфика, различные формы рецепции. Проведен анализ рецепции фильма &laquo;Спартак&raquo; (1960) пользователями сайта IMDb. Сделаны выводы о характере зрительского восприятия.</p><p>Были сделаны выводы о том, что обращение к рецептивным исследованиям популярной культуры могут рассматриваться как актуальные в первую очередь вследствие того, что сам феномен популярной культуры понимается в неразрывной связи и как следствие именно процесса восприятия. С позиций исторической науки на материале различных форм рецепции могут быть изучены вопросы функционирования исторического сознания, воображения, вопросов воспроизводства памяти о прошлом, вопрос о конструировании зрителем образа прошлого на основе медийного знания, о том, какие исторические события, представленные в фильме, выделяет для себя зритель для выстраивания связи с настоящим, как зритель воспринимает исторический процесс в целом, каким образом он проводит разграничение модусов времени прошлого и настоящего.</p>

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ