• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Гетерогенность потребительских предпочтений и их влияние на параметры рынков в условиях монополистической конкуренции

ФИО студента: Почуева Ксения Олеговна

Руководитель: Ошарин Александр Матвеевич

Кампус/факультет: Факультет экономики НИУ ВШЭ (Нижний Новгород)

Программа: Бакалавриат

Год защиты: 2014

<p>В данной работе рассматривается влияние гетерогенности потребительских предпочтений на параметры рынков, функционирующих в условиях монополистической конкуренции. Целью данной работы является проверка гипотезы о том, что гетерогенность потребительских предпочтений, вытекающая из неравенства доходов потребителей, оказывает значительное влияние на параметры таких рынков.</p><p>Для достижения поставленной цели решено несколько задач:</p><p>Во-первых, были изучены и проанализированы существующие теоретические модели монополистической конкуренции, учитывающие, в том числе, гетерогенность потребительских предпочтений.</p><p>Во-вторых, собраны данные, необходимые для эмпирического доказательства неоднородности потребительских предпочтений, обусловленной различиями в доходе и неравномерностью его распределения как внутри изолированной страны, так и на межстрановом уровне.</p><p>В-третьих, проведена оценка собранных данных и протестирована гипотеза о наличии связи между ключевыми параметрами рынков монополистической конкуренции, а именно, уровнем цен и доходами потребителей вкупе с неравномерностью их распределения.</p><p>Эмпирический анализ проводился в два этапа. На первом этапе с помощью квартальных данных Росстата и CEIC по доходам и расходам домохозяйств, разделенных на 10 доходных групп, а также ценам на отдельные товарные категории за период 2009-2013 гг. были оценены ценовые эластичности спроса российских потребителей на одежду и алкогольные напитки. Полученные результаты свидетельствуют о том, что с ростом дохода ценовая эластичность спроса на одежду в целом снижается, в то время как эластичность спроса на алкогольную продукцию растет. Таким образом, показано, что предпочтения потребителей зависят от располагаемого дохода. В рамках используемой теоретической модели для закрытой экономики это приводит к зависимости эластичности спроса от структуры потребителей, которая в свою очередь оказывает влияние на остальные параметры рынка.</p><p>На втором этапе была проведена оценка влияния размера ВВП на душу населения, неравномерности распределения доходов и расстояния между страной-экспортером и импортером на цены, устанавливаемые американским производителем потребительской электроники Apple. Анализ данных, собранных с помощью баз данных МВФ и Euromonitor, а также официального сайта Apple, показал, что компания назначает одинаковые цены для большинства стран, входящих в зону евро, но дискриминирует по отношению к остальным. Между ценами сотовых телефонов, планшетных, портативных и моноблочных компьютеров и уровнем ВВП на душу населения была обнаружена отрицательная зависимость, что объясняется доступом потребителей в более богатых странах к большему продуктовому разнообразию, что ограничивает отдельного производителя при назначении цены. Кроме того, была обнаружена отрицательная связь между уровнем ВВП на душу населения и неравенством в распределении дохода. В соответствии с этим производитель назначает более высокие цены в странах с меньшим неравенством или большей прослойкой среднего класса, который проявляет значительный спрос на продукцию фирмы Apple. Расстояние между страной-производителем оказалось значимо только для наиболее дорогой продукции Apple &ndash; моноблочных компьютеров, к перевозке которых предъявляются более жесткие требования.</p>

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ