• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Производство приватного пространства внутри публичного (на примере антикафе)

ФИО студента: Антонова Ксения Александровна

Руководитель: Николаев Владимир Геннадьевич

Кампус/факультет: Факультет социологии

Программа: Бакалавриат

Оценка: 9

Год защиты: 2014

<p>В рамках данного исследования использование пространства антикафе осмысляется через фрейм-анализ Эрвинга Гоффмана. Результаты предварительного этапа показали, что в антикафе и свободных пространствах допускаются различия в понимании &laquo;что это за место&raquo;, поэтому допустимо предположить, что социальная реальность в антикафе может быть представлена как матрица фреймов (условно определённых как &laquo;Дом&raquo;, &laquo;В гостях&raquo;, &laquo;Кафе&raquo;, &laquo;Офис&raquo;), которые различаются по степени &laquo;приватности&raquo;. Проявление невидимых границ приватного пространства внутри публичного определяет проблему исследования и требует разработки методологического аппарата, чувствительного к изменению степени &laquo;приватности&raquo; пространства. Таким образом, исследование направлено на выявление механизмов практического производства приватного пространства внутри публичного пространства антикафе. <em>Объект</em> &ndash; пространственные практики посетителей антикафе / свободных пространств. <em>Предмет</em> &ndash; производство приватного пространства внутри публичного.</p><p><em>Задачи</em>: 1) характеристика событий производства приватного пространства внутри публичного в терминах фрейм-анализа;</p><p>2) получение таблицы переключения (keying) фреймов для посетителей антикафе / свободных пространств;</p><p>3) составление &laquo;легенды&raquo; для каждого антикафе / свободного пространства на основе выявленных &laquo;означающих практик&raquo;;</p><p>4) сравнение &laquo;легенды&raquo; антикафе / свободного пространства и наблюдаемого поведения посетителей.</p><p>Для анализа были отобраны три места (Свободное пространство &laquo;Циферблат на Покровке&raquo;, Open Space &laquo;Local time&raquo;, Антикафе &laquo;Lodge&raquo;), в которых более 70% помещения занимает один большой зал, в котором находится подавляющее число посетителей. В таком зале нет функционального разделения пространства (за исключением зоны &laquo;кухни&raquo;), поэтому посетители вольны выбирать место и форму деятельности на свой вкус. Данные о пространственных практиках посетителей антикафе были получены в ходе включённого наблюдения (общая продолжительность: 42 часа, по 5-6 часов в будний день, пятницу, выходной). Для исследования были разработаны новые методики &ndash; техника интервью &laquo;ознакомительный тур&raquo; и особый способ визуализации материала фрейм&ndash;анализа &ndash; &laquo;фреймография&raquo;. Потенциал данного инструментария сосредоточен в возможности снизить действие &laquo;эффекта интервьюера&raquo; при сборе данных с применением техники &laquo;ознакомительный тур&raquo; и повышении качества материала для фрейм-анализа. Значимость &laquo;фреймографии&raquo; &ndash; учёт пространственного аспекта социального взаимодействия, который не учитывается во фрейм-аналитических анализах коммуникации. Практическая ценность инструментария должна быть оценена в дальнейших микросоцилогических исследованиях повседневности и публичных пространств.</p><p>Исследование показало, что объекты наблюдения, представленные как формально &laquo;равные&raquo; места, в действительности оказались тремя различными моделями социальной организации пространства, что подразумевает наличие различных способов регулирования поведения индивидов. Люди осознанно конструируют приватное пространство внутри публичного с помощью различных практик. Варьирование степени приватного в ходе взаимодействия позволяет решить &laquo;конфликт фреймов&raquo;. Результаты исследования могут быть применены в качестве направляющих стратегий развитии публичного пространства или послужить отправной точной при разработке новых способов его организации.</p>

Текст работы (работа добавлена 6 июня 2014 г.) (13.94 Kb)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ