• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стратегии компаний-производителей товаров повседневного спроса в период рецессии

ФИО студента: Филиппова Анна Валентиновна

Руководитель: Титова Надежда Львовна

Кампус/факультет: Факультет менеджмента

Программа: Магистратура

Год защиты: 2014

<p>Целями исследования являются а) определение зависимости потребительского поведения от изменений внешних факторов, прежде всего, в ситуации рецессии; б) выделение успешных рыночных стратегий у компаний-производителей товаров повседневного спроса в этой ситуации.</p><p>В работе проведен обзор исследований об изменении потребительских предпочтений в период экономического спада, а также выявлены основные стратегии компаний, рекомендованные в теоретических и практических публикациях для использования в кризисный период.</p><p>На основе классических работ проанализировано соотношение понятий &laquo;кризис&raquo; и &laquo;рецессия&raquo; и сделан вывод об их лишь количественных различиях, что позволило использовать подходы к управлению в кризисные периоды.&nbsp;&nbsp; Для определения контекста и допущений при распространении получаемых результатов на другие периоды и географии проведен обзор причин и последствий кризисных периодов в мире и России. На основании предшествующих исследований, основанных на опросах, обобщены особенности поведения российских потребителей в экономически сложные периоды, которые легли в основу проверяемых гипотез.</p><p>Особенность авторской методики состоит в том, что она основана на количественном измерении реального поведения отечественных потребителей товаров повседневного спроса за последние 4,5 года. Количественный анализ основан на оценке зависимости (корреляционный анализ) продаж в натуральном выражении на 17 продуктовых и непродуктовых рынках, а также внешних факторов (уровня безработицы, средней заработной платы, средней цены рынка). Информационной базой исследования служили а) показатели продаж и цен (международная компания Nielsen); б) макроэкономические индикаторы (Федеральная служба государственной статистики).</p><p>Для сравнения результатов исследование включало период оживления экономики после кризиса 2008 г. (2010-2012 гг.) и период спада (2013 - начало 2014 г.).</p><p>Исследование показало, что наиболее чувствительными к макроэкономическим факторам являются дешевые сегменты товаров: им был свойственен активный рост в период оживления экономики, прервавшийся с началом рецессии. Продажи некоторых дорогих сегментов падали в 2010-2012 гг., их динамика реже объясняется внешними факторами. Существуют рынки, которые резко реагируют на рост безработицы. В целом, чувствительность покупателей к цене в период кризиса возрастает. Полученные результаты значительно совпадают с общемировыми тенденциями и результатами предшествующих работ, что свидетельствует о росте&nbsp; квалификации отечественных потребителей и возможности использовать в качестве экспресс-метода разработанную более простую и дешевую методику.</p><p>Для выделения типичных стратегий наиболее успешных компаний-производителей товаров повседневного спроса на российском рынке, были выделены и оценены количественные показатели (индекс к средней цене на рынке, лидерство по цене, увеличение ассортимента). В период начала рецессии в экономике компании резко остановили экстенсивный рост за счет ассортимента. В период рецессии добиться лидерства может как бренд со стратегией &laquo;лидерства по издержкам&raquo;, так и бренд со стратегией &laquo;дифференциации&raquo; товара.</p>

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ