• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Роль доверия в формировании выбора между отечественными и зарубежными интернет-магазинами одежды и обуви

ФИО студента: Моисеева Анита Андреевна

Руководитель: Радаев Вадим Валерьевич

Кампус/факультет: Факультет социологии

Программа: Бакалавриат

Оценка: 7

Год защиты: 2014

<p>&nbsp;</p><p>Несмотря на многие плюсы интернет-потребления, такие как возможность покупки товара &laquo;не выходя из дома&raquo;, меньшие затраты времени и сил на поиск нужной вещи, менее высокая цена, более широкий ассортимент товара [Ritzer, 2001], многие современные авторы социологических статей все же указывают на рискованность практики онлайн потребления, так как интернет-транзакция подразумевает наличие высокого уровня неопределенности и непредсказуемости [Matthew, Lee, Turban, 2001]: не редки проблемы с доставкой товара конечному потребителю, обменом товара, возвратом денег [White, 2010]. Заказ одежды и обуви в Интернете &mdash; дело еще более рисковое: может не подойти цвет, размер, фасон, качество приобретаемого предмета гардероба. Представленные на сайтах интернет-магазинов иллюстрации и описания к товарам все же не решают проблему адекватного выбора вещи полностью. Однако именно электронный рынок одежды и обуви в России развивается стремительными темпами [oborot.ru, 2013]. Почему это происходит? Что лежит в основе формирующегося доверия интернет-магазинам?</p><p>Более того, российский потребитель находится в ситуации выбора между иностранными интернет-магазинами и их отечественными субститутами. Важно отметить, что приобретая вещи в российских интернет-магазинах, с покупателя снимается значительная доля рисков: доставка из отечественных онлайн магазинов занимает меньшие сроки, отечественные интернет-магазины позволяют оплачивать товар в момент его получения наличными деньгами, а в ситуации, если товар по каким-либо причинам не удовлетворяет запросы покупателя, разрешают возвращать его без переплат или штрафов и в ближайшие сроки. Зарубежные интернет-магазины проводят другую политику: товар оплачивается сразу в момент его заказа на сайте, доставка товара занимает значительное количество времени (несколько недель, месяцев), а проблемы с возвратом товара или его обменом на другой здесь не редки. Однако, многие интернет-потребители, начиная покупать в отечественных интернет-магазинах, в среднем через один год, обращаются к услугам иностранных продавцов (Аналитика ЛЭСИ, 2013). Появляется вопрос: Обусловлено ли данная тенденция лишь экономическими мотивами или же, проблема в другом: в отсутствии доверия отечественным фирмам, экстернализации доверия [Щюц, 1999; Магомедов, 2009], то есть в его перенесении за рубеж, появлении доверия зарубежным интернет-магазинам против отечественных?</p><p>Целью моей работы является выявление роли доверия в формировании выбора между отечественными и зарубежными интернет-магазинами. Проведенное исследование основано на сочетании (1) анализа количественных данных, полученных в рамках проекта &laquo;Влияние трансграничной торговли на розничные рынки России&raquo; 2013 года (Аналитика ЛЭСИ, 2013) (N= 313); и (2) анализа полученных в рамках того же проекта интервью с активными покупателями одежды и обуви в отечественных и зарубежных интернет-магазинах.</p><p>Результаты исследования показали, что большинство интернет-потребителей России заказывают одежду/обувь в отечественных интернет-магазинах против зарубежных (44% - 17%), однако велико количество интернет-потребителей, пользовавшихся услугами обоих типов интернет-магазинов (39%).</p><p>На основе подсчета индекса доверия интернет-магазинам обеих категорий, удалось выяснить, что интернет-пользователи доверяют любым интернет-магазинам по 3 из 7 предложенных критериев доверия, что показывает низкий уровень доверия практике покупки одежды и обуви в Интернете. Подсчет отдельных индексов доверия позволил выявить различия в доверии отечественным и зарубежным интернет-магазинам. Получилось, что (1) респонденты доверяют системам оплаты зарубежных интернет-магазинов в большей степени, нежели отечественных. Возможно, это связано с тем, что оплата покупок на сайтах зарубежных инетрнет-магазинов чаще производится посредством карты или других видов электронных денег, а при оплате с сайтов отечественных интернет-магазинов, интернет-потребители могут оплачивать наличными или с помощью наложенного платежа. (2) Процесс возврата, обмена, получения денег

Текст работы (работа добавлена 6 июня 2014 г.) (986.50 Kb)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ