• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФИО студента
Название работы
Руководитель
Факультет
Программа
Оценка
Год защиты
Стрижак Евгения Александровна
Иконологический метод и траектория его развития на материале «Журнала институтов Варбурга и Курто»
Отделение культурологии
Культурология
(Бакалавриат)
2014
Исследования разнообразных и взаимосвязанных визуальных сред или визуальной культуры сегодня являются неотъемлемой частью академического ландшафта, представляющей собой одну из наиболее продуктивных форм теоретического осмысления динамических трансформаций, происходящих в культуре и обществе в последние десятилетия. В свете этих изменений, связанных с так называемым «визуальным или иконическим поворотом», образы и соответственно зрительное восприятие начинают оказывать решающее влияние на повседневные практики и характер социальных взаимодействий. В связи с этим возрастает потребность в теоретическом инструментарии, направленном на исследование особенностей визуальных образов. Таким инструментарием является иконология, понимаемая, согласно Х. Белтингу, как наука об образах. Однако помимо иконологии, представленной в широком смысле и применимой к любому типу визуальной образности, существует и более узкое понимание иконологии, как содержательного метода истории искусства, направленного на раскрытие символического значения произведения. Именно на этом виде метода, связанном с историей искусства и ее мотивами, и сконцентрировано наше исследование. Если точнее, нас интересуют линии преемственности идей основателя иконологии Аби Варбурга, чье имя до недавнего прошлого находилось в тени его более известных последователей Э. Панофского и Э. Гомбриха. Сегодня, когда происходит становление нового исследовательского поля визуальных исследований, отделяющего себя от истории искусства, наука вновь обращается к Варбургу, на этот раз уже не только как к авторитетному историку искусства, но и как к патриарху визуальных исследований. Таким образом, и то, и другое направление выходят из одного источника – иконологии А. Варбурга, в связи с чем интересно, как же осуществилось это разделение, долгое время не артикулировавшееся.Вопрос осложняется тем, что так называемая варбургская школа, сформировавшаяся вокруг «Журнала институтов Варбурга и Курто», во-первых, лишена теоретической и методологической монолитности, а во-вторых, на протяжении шести десятков лет, с момента начала публикации журнала, направление претерпело определенную эволюцию. И, в-третьих, отдельная сложность состоит в работе с идеями Варбурга, которые долгое время существовали в науке в искаженном виде и только сейчас начинают корректироваться.Кроме того, еще одна проблема заключается в том, что совершившийся в тридцатые годы ХХ века в истории искусства поворот к особенному и уникальному, в который вписывается расцвет иконологического метода, трудно поддается рациональной реконструкции: в определенном отношении, он представляет собой апорию и для самих историков искусства, и для эпистемологов, и для историков науки. Непосредственный пример тому - ситуация, сложившаяся вокруг исследования иконологии. Традиционно иконологический метод рассматривается в историографических и искусствоведческих работах, как некая абстрактно-теоретическая конструкция, вышедшая из головы Варбурга, Панофски и их единомышленников, словно Минерва из головы Юпитера. А между тем сам Аби Варбург, как известно, выразил самую суть иконологического метода в формуле «Бог – в деталях», а Эдгар Винд в одной из своих статей «с радостью признавался, что для него конечный вывод (под конечным выводом здесь, как можно понять из контекста, является theoretical essay – Е. С.) гораздо менее важен, чем детали, которые можно на пути к этому выводу открыть». Вопрос о том, как функционирует теоретический инструментарий иконологии в case-histoires, как иконология, говоря метафорически, «обналичивается» в эмпирическом материале и на сегодняшний день остается открытым. В этой области налицо практически полное отсутствие специальных исследований, или так называемых исследований «case - studies», направленных на изучение конкретных феноменов и эпизодов истории иконологического метода. А между тем, подобное исследование позволило бы рассмотреть Sitz im Leben теоретического аппарата иконологии, формы и апории апробации иконологического метода на эмпирическом материале, коммуникативные территории их применения (научная периодика, индивидуальные монографии), взаимодействие с другими (конкурирующими, смежными, инодисципдлинарными) современными им гуманитарными теориями.Таким образом, работа, направленная на изучение ограниченного периода развития иконологического метода, преследует двойную цель. Ее главная задача - историческая реконструкция линий преемственности в истории метода, а также его эволюции относительно первоначальных идей Варбурга. В то же время в работе осуществляется попытка на материале варбургского журнала проанализировать практическое применение метода в его сравнении с другими искусствоведческими методологиями, дополнив, тем самым, уже существующие теоретические разработки в этой области.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Расширенный поиск ВКР