• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Показатели результативности российских учителей и учебные достижения школьников

ФИО студента: Куимова Александра Олеговна

Руководитель: Шеина Марина Витальевна

Кампус/факультет: Факультет экономики (Пермь)

Программа: Экономика (Бакалавриат)

Год защиты: 2015

Данная работа посвящена анализу взаимосвязи учительских практик и учебных достижений школьников. Цель работы – выявление тех критериев результативности учителя, заложенных в применяемую ныне систему оплаты труда (НСОТ), для которых наблюдается связь с успеваемостью. Исследование проведено на основе данных TIMSS – международного теста по математике и естественным наукам. Были использованы данные за 2011 год, являющиеся наиболее релевантными, поскольку тестирование проходит каждые 5 лет. База данных содержит как результаты тестов в 4х и 8х классах, так и анкеты учителей, которые позволили получить информацию об интересующих нас критериях. Анализ проводился на выборке учителей параллели восьмиклассников, на уровне классов, где показателю средней успеваемости были поставлены в соответствие характеристики учителя, преподающего в данном классе. В качестве основного метода анализа использовался метод первых разностей, позволяющий нивелировать ненаблюдаемые характеристики учащихся. Кроме того, были построены линейные модели для отдельных предметов. Как и в схожих исследованиях, результаты отдельных моделей и модели в разностях практически не совпали, что говорит о возможном смещении оценок модели в разностях по типу школы, информация о котором отсутствует в анкетах TIMSS. Результаты отдельных моделей, однако, применялись для более глубокой интерпретации итогов основной модели. В ходе исследования были выявлены значимые характеристики, связанные с успеваемостью учащихся на уровне классов. В основном, полученные выводы соответствуют предыдущим исследованиям. Однако, нестандартным результатом оказалась отрицательная связь среднего уровня успеваемости в классе с фактом повышения квалификации учителем в области внедрения ИКТ в учебный процесс, а также в области оценивания знаний. Можно предположить, что такой результат связан с тем, что учитель, пройдя соответствующую подготовку, начинает более активно применять компьютеры в учебной деятельности, как следствие, уделяя меньше внимания другим типам обучения. При этом, использование компьютеров охватывает меньший круг учащихся, в силу возможных различий в ведущем канале восприятия у разных детей, что и приводит к небольшому снижению общего уровня успеваемости в классе.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ