• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Цифровые технологии в исторических музеях США, Европы и России

ФИО студента: Седунова Диана Олеговна

Руководитель: Лапина-Кратасюк Екатерина Георгиевна

Кампус/факультет: Факультет креативных индустрий

Программа: Мультимедийная журналистика (Магистратура)

Год защиты: 2015

Технические, научные, экономические и культурные изменения, произошедшие в мире на рубеже XX-XXI веков, значительно повлияли на общество и образ музея, в котором общество видит необходимость. Примерно до середины прошлого века основной задачей и обязанностью музеев была работа над сохранением и презентацией собственной коллекции. Ситуация значительно изменилась с тех пор, и сейчас музей приобретает всё новые и новые функции. Музеи стали пространством для инноваций и экспериментов, а также важной площадкой для социального взаимодействия. Главная проблема, лежащая в основе данной работы — необходимость современных музеев удержать интерес посетителя. Схема коммуникации, которую музеи предлагают гостям, довольно традиционна и уже не может отвечать всем запросам современного человека. Несмотря на то, что уже с конца 1980-х гг. начался процесс постепенного перехода от информативной модели музея к коммуникативной модели, до сих пор нет работ, анализирующих теоретические основания этого перехода и представляющих единую структурную модель музея как коммуникативного организма. Как участник экономического рынка и функционирующая бизнес-структура, музей сегодня также должен решать вопросы своей финансовой окупаемости, получения прибыли и функционирования в среде конкуренции. Вопрос качественного «апгрейда» - очень важная тема для современных музеев. Для того, чтобы включиться в новую форму коммуникации с посетителями, которая позволит музею сохранить и развить зрительский интерес, он должен «идти в ногу со временем», предлагая людям те способы взаимодействия, к которым современный человек привык, которыми он пользуется в повседневной жизни. Именно поэтому очень важно развитие в музеях цифровых технологий и их активное использование. Объект исследования — цифровые медиа и их роль в коммуникации музея с его аудиторией. Предмет исследования — методы и способы, которые музеи предпринимают для выстраивания взаимоотношений посетителя с прошлым через цифровую реальность. Проблема исследования актуальна как для развития культурной журналистики, так и для практик музейного менеджмента, в том числе в России. Поскольку музеи в нашей стране в большинстве своём остаются консервативными организациями, они меняются и адаптируются к цифровым технологиям намного медленнее, чем повседневная культура. Сформированные точки зрения на проблему музейной коммуникации показали, что необходим переход от описания и анализа частей, составляющих коммуникационный процесс, к структурированию всех основных элементов коммуникации для дальнейшего моделирования целостной структуры их взаимосвязей. Если подобная структура будет создана, станет возможно говорить о музее как о коммуникативной системе. Целью исследования определить конкретные направления деятельности музея по интеграции цифровых технологий в программу развития музея с целью интеграции цифровых технологий в деятельность цифровых музеев. Поставленная цель определяет следующие задачи: изучить концепции дигитализации, представленные в научной литературе; рассмотреть конкретные примеры дигитализации из мировой музейной практики. предложить список конкретных рекомендаций по интеграции цифровых медиа в музее на основе философского понятия «ризома». Методы исследования: анализ теоретических источников, релевантным к теме исследования. применение теоретических моделей к реально существующим музейным практикам. использование методов digital humanities. Научно-теоретическая база исследования включает в себя труды, посвящённые мультимедийному музею как современному феномену, а также работы по мультимедиа и трансмедиа, которые помогли автору лучше понять особенности производства и потребления медиа и медийный контекст, в котором существуют современные музеи (Дженкинс, Манович, Ридинг). Значительную роль при выполнении практической части работы сыграли исследования современного голландского предпринимателя и музейного эксперта Джаспера Виссера. Также, при написании третьей главы использовались труды Жиля Делеза и Феликса Гваттари, которые ввели одно из ключевых понятий философии постмодернизма «ризома» в своей работе «Тысяча плато: Капитализм и шизофрения». Гипотеза исследования заключается в том, что цифровизация музеев в России частично неэффективна, и главная причина этому — консервативное представление руководителей институтов о менеджменте музеев. Практическая значимость работы — в выработке ответов на насущные которыми неизбежно сталкивается музей в наши дни: - как эффективно изменить коммуникационную политику в условиях цифровой культуры? - как достичь дигитализации музейного экспоната и сделать его максимально интерактивным, связав его не только с технологиями внутри музея, но и со внешней культурной средой? Работа состоит из трёх глав. Первая глава работы посвящена рассмотрению исторических этапов развития музея как культурного института. В ней рассматривается важный процесс трансформации музея под влиянием изменения его аудитории, а также основные особенности, отличающие современный музей от традиционного. В целом глава объясняет, почему реорганизация и технологический апгрейд сегодняшним музеям максимально необходим, а также приводит примеры шагов по изменению института музея из музейной практики. Во второй главе изучается феномен цифровых и интерактивных объектов, а также методологию презентации и анализа данных в современном музее. Она исследует, как цифровые объекты презентуются в особом виде исторического музея — музее, связанном с памятью Холокоста, - и рассказывает об особенностях визуализации этой страницы истории с точки зрения фактологической достоверности и этических представлений. Третья глава исследования — практическая. В ней исследуются существующие практики дигитализации Музея Еврейского наследия и Холокоста. Рассматривая технологии, которые они используют, автор анализирует их достоинства и ошибки, и на основе этого пишет сценарий эффективного внедрения цифровых технологий используя за основу структуру ризомы. Разработанные с учётом успешного опыта дигитализации в музеях Европы и США, эти практические рекомендации могут быть применены при модернизации российских музеев, которые желают расширить существующий арсенал цифровых средств.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ