• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Геймификация как механизм мотивации труда и контроля над трудовым процессом (кейс компании-производителя алкогольной продукции)

ФИО студента: Цыплакова Елена Олеговна

Руководитель: Шевчук Андрей Вячеславович

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Прикладные методы социального анализа рынков (Магистратура)

Год защиты: 2015

В данной работе представлены результаты социологического исследования, целью которого являлся анализ геймификации как инструмента контроля над трудовым процессом. В рамках постфордизма и неофордизма изучено, как на примере геймификации сочетаются мотивирующие игровые элементы и электронное принуждение. При этом в духе традиций индустриальной социологии особое внимание уделено усилению контроля над работниками, социальным и трудовым конфликтам. Исследование представляет собой кейс-стади, где источником информации стали интервью с менеджерами и работниками российской компании, производящей алкогольные напитки. В результате исследования, с применением методологии обоснованной теории, с открытым, осевым и выборочным кодированием по фокусам шестнадцати интервью, описана специфика геймификации как новой управленческой практики. В результате положительной стороной внедрения геймификации оказалось то, что виртуальная система поощрения в совокупности со стремлением к победе способствует повышению вовлеченности работников и идентификации их целей с целью организации. В целом внедрение геймификации не повлекло за собой возникновение открытых конфликтов между руководством и работниками, однако изменения в организации трудового процесса и технические трудности повлекли за собой пассивные практики сопротивления новым условиям труда. Также отрицательной стороной оказалось ухудшение социального климата в коллективе из-за обостренной конкуренции между работниками. В итоге было выявлено, что геймификация позиционируется как способ мотивации персонала, но в действительности геймификация является, в первую очередь, способом тотального контроля над трудовым процессом, организованного за счет автоматизации труда работников и электронного мониторинга. При этом отличительной особенностью этого способа является наличие игрового элемента, призванного разнообразить рутинную деятельность и завуалировать в отрицательные стороны общего механизма.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ