• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Пространственные отношения в речи русских детей: включенность-невключенность в пространственную область (внутри-снаружи)

ФИО студента: Малинина Анна Николаевна

Руководитель: Никитина Татьяна Владимировна

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: Фундаментальная и компьютерная лингвистика (Бакалавриат)

Год защиты: 2015

Исследование относится к области когнитивной лингвистики. В работе изучается структура концептов включенности и невключенности в пространственную область в русском языке, а также особенности усвоения этих концептов русскими детьми. Основными пространственными концептами, выражающимися с помощью русских предлогов и локативных наречий, являются концепты включенности объекта в пространство ориентира, невключенности объекта без контакта с ориентиром и невключенности объекта при контакте с ориентиром. В работе приводятся примеры ситуаций, отражающих изучаемые концепты, и разбирается возможность или невозможность употребления основных русских предлогов для описания взаимного положения предметов в таких ситуациях. Для изучения условий, при которых в русском языке допустимо или недопустимо употреблять рассматриваемые предлоги, в работе проводится небольшое исследование. Основной эксперимент, проводимый для данной работы, был направлен на изучение развития у детей навыка описания пространственных отношений. Были опрошены дети в детских садах, возраста 3-7 лет. Задания на порождение речи состояли в описании картинок, иллюстрирующих различные пространственные отношения. В данной научной работе на основании экспериментальных данных делаются выводы о том, в какой последовательности дети усваивают систему локативных терминов, необходимых для описания пространственных концептов. Также в работе разбираются примеры некорректного употребления предлогов детьми, и эти ошибки объясняются с точки зрения устройства изучаемых пространственных концептов. Наконец, в работе исследуется, какие предлоги используются детьми дефолтно — по умолчанию — для описания базовых пространственных отношений.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ