• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Науку - людям: в поисках детерминант вовлечения населения в разработку научной политики

ФИО студента: Макаровс Кирилс -

Руководитель: Фурсов Константин Сергеевич

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Сравнительные социальные исследования (Магистратура)

Год защиты: 2017

Современные демократические общества пересматривают модель управления институтом науки и, в частности, задумываются о необходимости включения граждан в разработку научной политики. Основный принцип совещательной демократии, заключающийся в том, что все заинтересованные группы населения должны быть услышаны и иметь возможность участвовать в обсуждении волнующих их проблем, долгое время подавлялся дефицитарной моделью научной коммуникации, при которой широкие слои населения рассматривались лишь как потребители научной информации. В связи с этим, данное исследование пытается ответить на два вопроса. Во-первых, действительно ли демократизация общества приводит к более высокому уровню участия общественности в формировании научной политики и общественной поддержке демократического контроля над наукой? И, во-вторых, кем являются те граждане, которые: а) участвуют в формировании научной политики и б) выражают свою поддержку демократическому управлению наукой? Первый вопрос рассматривается с позиции теории человеческого развития, второй вопрос исследуется с точки зрения теорий рефлексивной модернизации и институционального отчуждения. В качестве источника данных для этого проекта используется специальный опрос Евробарометра (2010), посвященный теме «Наука и технологии». Анализ данных проводится с помощью многоуровневого регрессионного моделирования. В исследовании было показано, что с увеличением уровня демократизации, доля людей, вовлеченных в научную политику, также увеличивается. Так же, более образованные и заинтересованные в области науки и технологий люди чаще других участвуют в научной политике, что поддерживает теорию рефлексивной модернизации. Однако недоверие к ученым, являющееся индикатором институционального отчуждения, также является значимым фактором для определения как уровня фактического участия населения в науке, так и поддержки общественного контроля над наукой.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ