• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Карьерные пути женщин в науке: сравнительный анализ восприятия сферы СТЕМ женщинами в России и Германии

ФИО студента: Ханукаева Анна Евгеньевна

Руководитель: Ди Пуппо Лили

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Сравнительные социальные исследования (Магистратура)

Год защиты: 2017

Сфера STEM все еще считается ориентированной на мужчин и менее перспективной для карьеры женщин. Чтобы достичь успеха в подобной среде женщинам приходится приспосабливаться к правилам путем принятия определенной профессиональной идентичности, которую можно рассматривать как карьерную стратегию. Цель данного исследования выяснить, какие гендерные профессиональные идентичности в сфере STEM в России и Германии женщины принимают в качестве карьерной стратегии, для чтобы добиться успеха, принимая во внимание рабочую среду и понимание успеха в данных странах. Это исследование основано на анализе 12 полуструктурированных глубинных интервью с женщинами, которые работают в STEM в России (НИУ ВШЭ) и Германии (Университет Тюбингена). В целом можно сделать вывод о том, что женщины создают свои профессиональные идентичности, связывая их с рабочей средой и господствующими в этой среде представлениями об успешности. Существует более чем одно понятие успеха, и это должно отражаться в процессе анализа карьеры женщин, так, различные представления об успехе предлагают альтернативный взгляд на роли женщин и стратегии на работе, как в случае с женщинами в России. В целом, индивидуалистские и ориентированные на группу идентичности описаны с учетом тонкостей, возникающих из-за контекстов, которые позволяют женщинам адаптироваться посредством либо вписывания, смешения с нормой среды (различные в России и Германии) или же посредством сомнения, вызова текущему укладу (существует в основном в Германии) в сфере STEM. Основные отличия в восприятии женских качеств – в Германии адаптация более мягких навыков, которые обычно воспринимаются как женские, для позиций руководителя, а в России данные навыки используют для преподавания. Исследование вносит вклад в дискуссии о конструировании идентичности и предлагает изучать идентичности, в различных средах, принимая во внимания представления самих женщин о понятии успешной карьеры.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ