• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Управление эмоциями в учебном процессе (на примере учителей в российской школе)

ФИО студента: Зверева Елена Андреевна

Руководитель: Симонова Ольга Александровна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Комплексный социальный анализ (Магистратура)

Год защиты: 2018

В этой работе на примере двух школ исследуются паттерны эмоциональной управления среди учителей. Теоретической базой исследования являются социологические концепции эмоций (драматические и структуралистская теории эмоции), а также теории эмоционального регулирования, эмоциональной социализации и эмоционального управления. В исследовании проводился контент-анализ российских официальных документов и публикаций, связанных с местом эмоций в образовании, также было проведено наблюдение на уроках в двух общеобразовательных школах российского города, а также интервью с учителями, которые проводили эти уроки. В результате исследования мы выяснили, что учителя начальной школы воспринимают эмоции как часть обучения, в то время как педагоги, работающие со старшими классами, стараются поддерживать эмоционально нейтральную атмосферу. В тоже время эмоции оказались более полезными для некоторых предметов, таких как литература, языки, история, искусства и музыка, которые были связаны либо с развитием каких-либо «чувств» или ценностей (патриотизм, эстетика), либо, в глазах учителей, были связаны с «общечеловеческим» развитием учеников. Для других предметов эмоции существовали либо как преграда, либо как средство поддержания интереса/дисциплины. Управление эмоциями учителя часто осуществляли через контроль своих эмоциональных проявлений, выделяя ситуацию урока, как требующую эмоционального перфоманса, либо использовали эмоции для «честного» контакта с детьми или возможности заинтересовать их/поддерживать дисциплину. В контексте российских источников упоминание эмоций содержится в контексте воспитания таких чувств и ценностей, как патриотизм и эстетика, либо же в области регулирования конфликтов между учениками и учителями. В целом мы можем говорить о том, что существует два главных паттерна управления эмоциями: «рациональный», в котором отстранение от эмоций во время урока или «эмоциональный», в котором эмоции используются для достижения целей обучения.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ