• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экфрасис в творчестве А.А. Тарковского

ФИО студента: Жукова Полина Андреевна

Руководитель: Гельфонд Мария Марковна

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород)

Программа: Филология (Бакалавриат)

Год защиты: 2018

Предметом настоящего исследования являются живописные образы в творчестве Арсения Тарковского, фигуры художников как предмет поэтической рефлексии. Соответственно, объектами исследования будут три стихотворения Тарковского о художниках: «Пауль Клее» (1957), «Пускай меня простит Винсент Ван-Гог…» (1958) и «Феофан Грек» (1975). Однако в поле нашего рассмотрения находится и общий корпус экфрастических текстов Тарковского: рассказы «Букет роз», «Константинополь» (1945), эссе «Букет роз» 1950-е, «Портрет» (1937), «Подпись к портрету Байрона» (1950), «Анжело Секки» (1957), «Вещи» (1957), «Сирени вы, сирени…» (1958). Цель работы – дать полный комментарий к трём «экфрастическим» текстам Арсения Тарковского о художниках и определить их место в творчестве поэта – определяет ее задачи: 1. Рассмотреть категорию экфрасиса в современном литературоведении и возможность ее применения к творчеству Арсения Тарковского. 2. Дать развёрнутый фактологический и визуальный комментарий к трём стихотворениям Арсения Тарковского о художниках в общем контексте творчества поэта. Структура работы: первая глава посвящена категории экфрасиса в современном литературоведении, а также значимым для Тарковского экфрастическим текстам ХХ века. Смысловым центром второй главы являются три стихотворения Тарковского о художниках, рассмотренные в системе контекстов. В приложении собраны визуальные подтексты к стихотворениям Тарковского и предложен проект издания «Арсений Тарковский и живопись». В качестве заключения необходимо сказать, что в восприятии Арсения Тарковского поэзия представляла собой универсальное искусство, важной частью которого является экфрасис, то есть вербальный аналог визуальных искусств. Восприятие объекта искусства происходит сразу в двух семантических векторах: осмысление и изображение. Важнейшей частью поэтической рефлексии в контексте экфрасиса становится судьба художника, причём в самом широком контексте – художника как творца.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ