• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Роль использования родительских онлайн-ресурсов в осмыслении нормативных предписаний относительно материнства и практик материнской заботы

ФИО студента: Дорофеева Оксана Евгеньевна

Руководитель: Давиденко Мария Александровна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Социология (Бакалавриат)

Оценка: 10

Год защиты: 2019

Данная работа посвящена тому, какую роль использование родительских онлайн-ресурсов играет в том, как матери осмысляют нормативные предписания в отношении материнства и индивидуальные материнские практики. Несмотря на расширение доступных моделей и практик материнства, в условиях детоцентричного общества, пронаталистской семейной политики и доминирования идеологии интенсивного материнства матери испытывают на себе большое давление. Женщинам постоянно приходится выбирать из множества вариантов и принимать «правильные» решения, поскольку ответственность за благополучие ребенка возлагается на матерей, а стандарты «хорошего» материнства очень высоки. В связи с этим вероятность «неудачи» и цена ошибки в материнстве особенно велики. Поскольку опыт предыдущих поколений часто отвергается или недоступен, женщины обращаются к интернету в поиске ответов. На данных 22 полуструктурированных интервью с матерями-пользовательницами родительских онлайн-ресурсов и 10 онлайн-обсуждений мы видим, что нормативный аспект использования родительских онлайн-ресурсов представлен двумя процессами: нормализацией индивидуальных опытов и практик материнствования и поиском «своих», и отсечением (нередко через стигматизацию) «других». Использование родительских онлайн-ресурсов позволяет женщинам нормализовывать свой опыт через внешнюю валидацию и солидаризацию с матерями со сходными практиками. На основе данных о наличии других практикующих спорная или не соответствующая нормативным предписаниям интенсивного материнства (или другой идеологии) практика переквалифицируется в нормальную, и указания на практики одной матери валидируют схожий опыт другой, за счет чего формируется групповая норма. Процесс нормализации и взаимной валидации опытов друг друга женщины создают «обратный» интенсивному материнству дискурс. Параллельно солидаризирующему и объединяющему процессу нормализации в социальном поле родительских онлайн-ресурсов происходят процессы различения и построения иерархий, поиск и выделение «своих» и отсечение и стигматизация «чужих». В процессе таких различений между «своими» и «чужими» конструируются гендерно-классовые иерархии. Предположительно, наличие этих двух процессов объясняет то, что родительские онлайн-ресурсы, с одной стороны, помогают женщинам справляться со сложным опытом воспитания детей в условиях доминирующей идеологии интенсивного материнства, а с другой - сами способствуют ее воспроизведению.

Текст работы (работа добавлена 30 мая 2019 г.)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ